КАССИАН Грек, князь Константин Мангупский, Макнувский, Манкувский, Мавнукский - Страница 10

Ряд сохранившихся памятников XIX в. представляет преподобного на фоне построек монастыря вместе с небесным покровителем рода Кассиана – св. Иоанном Предтечей (выносная икона из Учемской пустыни – Мышкинский народный музей; икона в окладе, с надписью о заказе на обороте – Музей Учемского края, село Учма). Существовали единичные иконы с образом Кассиана, молящегося ко Пресвятой Богородице, одного или в числе избранных святых. Так, в описи Кассианова Учемского монастыря 1702 г. упоминается икона Пресвятой Богородицы «с молением преп. Касиана, на ней же написана обитель сия». Другой извод – «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским», как на иконах конца XIX – начала XX вв. (Музей икон Божией Матери при церкви святителя Алексия, митрополита Московского, в деревне Исаково; частное собрание). В таких композициях восседающей на престоле Божьей Матери предстоят Ангел, преподобный Герасим Иорданский и Угличские преподобные. Редкой иконой, связанной, по мнению исследователей, происхождением с Учмой, является образ Кассиана с сюжетами его чудес, на фоне обители (конец XVIII – начало XIX вв., музй Андрея Рублёва, из собрания В.Г. Ломцова). Святой представлен в молении Богородице с Младенцем, персты сложены для крестного знамения, в левой руке – развёрнутый свиток с текстом: «Братие поминаите наставники ваша иже». В центре композиции – Успенский собор с колокольней и придельным храмом, где изображены в раке св. мощи Кассиана. На переднем плане показано явление преподобного Дометиану и Гликерии, взирающим из палаты на монаха-всадника на белом коне, держащего в руке горящие свечи. Кассиан написан также молящимся слева, под облачным сегментом, как бы входящим в отверстые для него двери церкви. На верхнем поле надпись. В 1825 г. в Санкт-Петербурге для иконы был изготовлен серебряный оклад с гравированным орнаментом в виде виноградной лозы на полях. Аналогичная икона конца XVIII – начала XIX вв., с более точным изображением архитектурных сооружений, хранится в собрании Ульяновского областного художественного музея. Исследователям известен подобный образ в окладе XIX в., дополненный клеймами с престольными праздниками Учемской пустыни и с избранными святыми. Образ Кассиана вводился в композицию «Собор Угличских святых», варианты которой в иконописи сложились во второй половине XVII – начала XVIII вв. Наиболее ранний пример изображения ряда Угличских чудотворцев в составе византийских и русских святых – икона-пядница «Избранные святые, с образом Спаса Нерукотворного» середины – второй половины XVII в. (частное собрание). Поясной образ Кассиана (в куколе, с длинной бородой, правая рука ниже груди) помещён в четвёртом регистре вторым справа.

 



 
PR-CY.ru