КАРФАГЕН - Страница 10

Как прежде Киприан, епископ Мензурий категорически выступал против добровольного мученичества, а также осуждал тех, кто посещали исповедников в темнице, тем самым раздражая власти. Согласно эдикту, епископ сам должен был выдать церковные книги. Мензурий предоставил вместо них сочинения еретиков (исполнителем поручения был диакон Цецилиан), на что проконсул Ануллин закрыл глаза. Тем не менее, противникам Мензурия это дало повод обвинять епископа в традиторстве. От имени исповедников из Абитин, пострадавших в Карфагене в феврале 304 г., было распространено послание к верующим против отпавших и традиторов, среди которых были упомянуты епископы Фундан Абитинский и Мензурий. Центром оппозиции стала Нумидия. Чтобы предотвратить распространение недовольства, Мензурий обратился с письмом к первенствовавшему в Нумидии епископу Секунду Тагастскому с оправданием своего поведения, объяснением отношения к падшим и сообщением о мерах в отношении их. Секунд ответил открытым письмом с похвалой мученичеству, в котором содержалась скрытая критика Мензурия, что усилило оппозицию. Однако настоящее внутрицерковное противостояние началось после прекращения гонения в 305 г. Часть общины Карфагена, недовольная епископом Мензурием, сплотилась вокруг диакона Цецилиана и знатной матроны Луциллы. В 306 г. в Карфаген прибыл епископ города Казы Нигры (Нумидия), который принял на себя окормление христиан, отказавшихся от общения с Мензурием. В 306–312 гг. власть над Африкой принадлежала императору Максенцию, который относился к христианам доброжелательно либо нейтрально. С 311 г. противники епископа Мензурия начали действовать против него, используя императорскую власть. В Рим из Карфагена отправился диакон Феликс и обвинил Мензурия в том, что тот якобы сочинил памфлет против императора Максенция. Епископ был вызван в Рим, однако скончался по дороге. На его место в Карфагене был избран Цецилиан, что лишь накалило отношения внутри общины. Некоторые ставили Цецилиану в вину то, что он был исполнителем воли епископа в выдаче книг. Кроме того, один из трёх посвятивших его епископов, Феликс Аптунгский, также обвинялся в традиторстве. Наконец, поставление Цецилиана было незаконным, потому что оно вопреки традиции было совершено без участия епископа Тагасты, первенствовавшего в Нумидии. Епископ Секунд Тагастский вскоре прибыл в Карфаген в сопровождении 62 нумидийских епископов и устроил Собор, на который вызвал Цецилиана для разбирательства. Цецилиан отказался явиться, заявив, что он законный епископ Карфагена и примас Африки, который лишь один имеет право созывать подобные Соборы. Сторонники Секунда на Соборе составили окружное послание церквам Африки, где объявили о низложении Цецилиана и поставлении на его место карфагенского чтеца Майорина. Церковь Карфагена аскололась. Майорин умер спустя несколько месяцев в 312 г. Его преемником стал Донат, с именем которого традиционно связывается история раскола. Дальнейшую судьбу схизмы решал император Константин I Великий, объединивший в 312 г. под своей властью весь Запад Римской империи.

 



 
PR-CY.ru