КАРФАГЕН - Страница 7

Роль Тертуллиана в распространении монтанизма отмечает Августин Блаженный, который упоминает о секте тертуллианистов, имевшей свою базилику; однако ко времени Августина Блаженного (конец IV – начало V вв.) они уже полностью воссоединились с кафолической церковью. Киприан Карфагенский (середина III в.) не пишет о монтанистах, но в его остром неприятии идеи добровольного мученичества, по мнению исследователей, сказываются скрытая полемика с ними и то влияние, которое они могли вновь обрести в христианской среде Карфагена с началом гонения императора Деция (249–251 гг.). В 220 гг. епископ Агриппин созвал Собор в Карфагене, на котором было признано недействительным крещение, принятое у еретиков. Киприан упоминает о Соборе в Карфагене при епископе Донате (между 236 и 248 гг.), на котором был отлучён епископ Ламбезиса Приват; Киприан, ставший преемником Доната на епископской кафедре, в 252 г. отказался пересматривать его дело. При Киприане (248–258 гг.) в Карфагене было созвано семь Соборов, о которых исследователям известно благодаря его посланиям. Из них четыре первых (весна 251 г., май 252 г., весна 253 г. и конец 254 г.) занимались вопросом отпавших во время Дециева гонения, последующие (255 г., весна 256 г., 1 сентября 256 г.) – вопросом о крещении еретиков, по которому у церкви Карфагена возникли принципиальные разногласия с Римом. В III в., в периоды относительного спокойствия для христиан, численность общин Карфагена увеличивалась, в том числе за счёт образованных слоёв общества, о чём свидетельствует пример Киприана: до принятия крещения (246 г.) он был богатым карфагенским ритором. С началом (249 г.) гонения Деция, причиной которого послужило требование повсеместного признания императорского культа, возросло число отрекшихся от веры. Существовало две категории отпавших (lapsi): те, кто принесли жертву богам (sacrificati), и те, кто с помощью подкупа получали libellus – удостоверение в том, что они якобы совершили все необходимые языческие церемонии (так называемые либеллятики, libellatici). Многие, включая епископа Киприана, предпочли скрыться из города. Он продолжал руководить церковью через послания и доверенных лиц – африканских епископов Калдония и Геркулана и пресвитеров Рогатиана и Нумидика, а управлять церковным имуществом и распределять милостыню в своё отсутствие на Пасху 251 г. поручил мирянину Фелициссиму. Вернувшись в Карфаген через 14 месяцев, епископ Киприан столкнулся с проблемой отпавших, многие из которых после прекращения гонения желали вернуться в церковь, но при этом требовали сократить для них время положенного покаяния. Епископ сделал послабления для либеллятиков, которые проявили малодушие, но их нельзя было обвинить в прямом отречении от Христа и языческих жертвоприношениях. Против епископа Киприана выступила часть общины во главе с пресвитерами и исповедниками прежних гонений, в том числе Лукианом, занявшими более радикальную позицию: они отказывались принимать в общение отпавших, кроме как перед самой смертью. Эта группа обвиняла епископа Киприана в бегстве во время гонения. Ревнители пытались добиться содействия в Риме, но там в это время также назревал раскол по вопросу об отпавших (см. Новациане), и епископы Киприан и Корнелий поддержали друг друга.

 



 
PR-CY.ru