КАРФАГЕН - Страница 6

Эти мученицы, а также несколько других пострадавших с ними христиан происходили из городка Тубурбон Малый, все были оглашенными, т.е. с точки зрения римского закона прозелитами; они были подвергнуты травле зверями в амфитеатре и казнены. К лету 203 г. относится мученичество св. Гуддены (сохранилось в кратком пересказе в Мартирологе Адона Вьеннского, IX в.). Её мученичеству предшествовало возмущение языческой толпы, которая расправлялась с христианами на улицах, сжигала их дома и оскверняла могилы. Третий период гонений относится к 212 г., к началу правления императора Каракаллы и проконсульству в Карфагене Скапулы, к которому Тертуллиан обратился с новой апологией. Произведения Тертуллиана свидетельствуют также о том, что церковь Карфагена участвовала в догматических спорах, в том числе в борьбе с гностицизмом. Три произведения Тертуллиана, посвящённые этому вопросу, написаны в 200–206 гг.: «Против Маркиона» («Adversus Marcionem»), «О прескрипции против еретиков» («De praescriptione haereticorum») и «Против валентиниан» («Adversus Valentinianos»). В сочинении «Против Маркиона» Тертуллиан ведёт полемику с проповедником гносиса, который успешно выступал в то время в Риме. Тертуллиан знаком с учением Маркиона по его трактатам, но исследователям неизвестно, присутствовали ли маркиониты в то время в Карфагене, или Тертуллиан выразил своё отношение к событиям в жизни лишь Римской церкви. Характер сочинения «Против валентиниан» указывает на то, что последователей этого направления гностицизма, скорее всего, в Карфагене не было, т.к. Тертуллиан был слабо информирован о нём. Также отражением римских споров исследователи считают сочинение «Против Праксея» («Аdversus Praxean»), связанное с полемикой церкви с савеллианами (см. ст. Савеллий). В самом Карфагене возникло гностическое учение Ермогена, выходца из Сирии, занимавшегося ремеслом художника. Тертуллиан опровергает трактат Ермогена, приводя из него обширные цитаты. В основе учения Ермогена лежит дуализм, происхождение зла объясняется через идею изначального бытия двух начал – Бога и материи. В отличие от ереси Маркиона учение, как полагают исследователи, не имело большого успеха, и его распространение было связано лишь с личной деятельностью Ермогена. Тертуллиан не говорит о монтанизме (см. ст. Монтан, ересиарх) как о ереси, поскольку сам стал его последователем после 213 г. (осуждения монтанизма в Риме). Ересь была очень влиятельной в Карфагене в тот период. Тертуллиана, как и многих других христиан, привлекали аскетизм, профетизм (визионерство) и стремление к добровольному мученичеству, которые проповедовали монтанисты. Эти тенденции присутствуют в «Мученичестве Перпетуи и Фелицитаты», а также в произведениях Тертуллиана с 206 г. Идею добровольного мученичества он отстаивает в сочинении «О бегстве во время гонений» («De fuga in persecutione»). С середины 210 гг. Тертуллиан становится апологетом монтанизма и ведёт полемику с представителями кафолической церкви. Несмотря на происхождение монтанизма от общин II в. в Малой Азии, у исследователей нет никаких известий о прямой связи монтанистов Карфагена с фригийцами, ни каких-либо следов культа Монтана в Карфагене. Тем не менее, широкое распространение здесь монтанизма указывает на довольно сильное влияние восточного, в том числе малоазийского, христианства.

 



 
PR-CY.ru