КАРФАГЕН - Страница 5

Исторически достоверным первым епископом Карфагена был Агриппин (первая половина III в.); он упомянут в одном из сочинений Киприана Карфагенского. Древние церковные писатели также относили образование христианской общины в Карфагене к апостольской эпохе (впоследствии эта точка зрения принималась Римской церковью, о чём упоминали её предстоятели Иннокентий I и Григорий I Великий). Однако для утверждения древности Карфагенской кафедры они прибегали к своеобразному истолкованию канонических «Деяний святых апостолов». Так, уже Квинт Септимий Тертуллиан (около 160 – после 220 г.), описывая чудо Сошествия Святого Духа на апостолов, обращает внимание на то, что среди собравшихся в тот день в Иерусалиме были жители Ливии и Кирены, и предлагает понимать под ними жителей римской провинции Африка, которые вскоре и стали проповедниками христианства в Карфагене. О том же упоминал и Августин Блаженный в диспуте с донатистами в Карфагене в 411 г.; подчёркивал римское и восточное происхождение христиан в Карфагене. Действительно, в Карфагене переплелись две традиции, что отражает характер его отношений с Римом и одновременно с восточными центрами Средиземноморья. Как и среди восточных общин (Сирия, Малая Азия), здесь преобладал обычай перекрещивания еретиков, литургия совершалась во время каждого церковного собрания. При этом литургическая традиция Карфагена, в основном, ближе к римской; в ней особо выделяется поминовение апостола Петра. К началу III в. христианская община Карфагена была уже многочисленной и, по сведениям Тертуллиана, включала лиц разного происхождения, возраста и социального положения. Пунийская христианская эпиграфика вплоть до VI в. использует и латинский, и греческий алфавит. В Карфагене кроме эллинизированной иудейской общины была община греков – выходцев с Востока. В латинской редакции «Мученичества Перпетуи и Фелицитаты» (начало III в.) содержатся некоторые греческие заимствования и указание на беседу мученицы Перпетуи с клириками на греческом языке, что показывает присутствие греков в Карфагене и сильное влияние греческого Востока. Первые сведения о гонениях на христиан в Карфагене восходят к 180 г., когда здесь пострадали Сцилийские мученики. Их мученические акты исследователи считают самым ранним точно датированным образцом этого литературного жанра на латинском языке. Следующее преследование христиан при императоре Септимии Севере (193–211 гг.) хорошо известно исследователям благодаря произведениям Тертуллиана, по которым исследователи выявляют три периода гонений. В 197 г. в связи с их началом было написано сочинение «К мученикам» («Ad martyres»), а также апологетические произведения «К язычникам» («Ad nationes») и «Апологетик» («Apologeticum»). Второй период гонений приходится на 203 г., когда Африкой управлял прокуратор Илариан. В это время в Карфагене пострадали мученики Перепетуя, Сатур (Сатир), Ревокат, Сатурнин (Саторнил), Секундул (Секунд) и Фелициатата (Филицитата; память 1 февраля; память в Западной церкви 7 марта), последним редактором их «Мученичества» также, по мнению исследователей, был Тертуллиан).

 



 
PR-CY.ru