КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 10

Развитие философской мысли в эпоху Каролингского возрождения имело важное значение: логика заняла центральное место, которое она будет удерживать на протяжении средневековья; богословы Каролингского возрождения предпринимали попытки согласовать идеи, высказанные в позднеантичных неоплатонических латинских текстах, с христианским вероучением; полемика о том или об ином христианском догмате стимулировала разработки по схожим философским проблемам (например, спор о характере Божественного предопределения в IX в. способствовал обсуждению вопросов о детерминизме/индетерминизме). В период Каролингского возрождения логика была основным предметом в системе образования: учёные этого времени помимо кропотливого изучения латинской грамматики пытались решать семантические проблемы, поставленные Присцианом в «Грамматических наставлениях» («Institutiones grammaticae»). Подлинное возрождение логики начинается с Алкуина, который около 790 г. ввёл в практику преподавания изучение нескольких логических трактатов: латинского пересказа «Категорий» Аристотеля под названием «Десять категорий» («Categoriae decem»; авторство приписано Августину Блаженному), «Введения к “Категориям” Аристотеля» неоплатоника Порфирия, «Об истолковании» Псевдо-Апулея, первого комментария Боэция на сочинение «Об истолковании» Аристотеля. Трактат «Десять категорий» стал самым популярным учебником логики в IX в. Алкуину принадлежит специальное сочинение по логике – «О диалектике» («De dialectica»), представляющее собой компиляцию из позднеантичных христианских энциклопедий («Этимологии» Исидора Севильского, «Наставления в науках божественных и человеческих» Кассиодора) и из «Десяти категорий». Согласно Алкуину, логика является одной из частей философии; диалектика и риторика – части логики. Диалектика представляет собой «рациональную дисциплину исследования, определения и рассуждения, а также различения истинного от ложного». Диалектика отлична от риторики так же, как «сжатый кулак от раскрытой ладони»: с помощью диалектики формулируется аргументация, с помощью риторики она применяется. Основное внимание в этой работе Алкуин уделил доказательствам (их формулированию и применению), а также определению категорий, поскольку они составляют основу, без которой сложные вопросы (например, богословские проблемы) не могут быть прояснены. Участники научного кружка Алкуина (Кандид, Лейдрад Лионский и др.) продолжили развитие его логических идей. Из сочинений Кандида сохранились параграфы, «Изречения Кандида» («Dicta Candidi»), в которых содержатся как оригинальные идеи, так и компиляции античных и патристических текстов. Основные затрагиваемые в них темы – образ Троицы в душе человека, условия приложения категорий к Богу. В одном из параграфов приводится составленное в форме диалога доказательство бытия Божия, которое, хотя и основано, главным образом, на рассуждениях Августина Блаженного, содержит и оригинальные ходы. С 850 гг. интерес к логике возрос. Так, Ратрамн из Корби рассматривал некоторые богословские вопросы исключительно в их логическом аспекте. Авторы глосс на «Десять категорий» использовали логику для развития идей Иоанна Скота Эриугены.

 



 
PR-CY.ru