КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 2

В соответствии с каролингской концепцией королевской власти, разработанной в конце VIII в. Алкуином и его ближайшим окружением, на короля франков возлагалась особая задача – сделать всё необходимое, чтобы подготовить подданных к будущему спасению через распространение и укрепление христианства. В таком контексте опорой королевской власти оказывалась церковь. Правители из династии Каролингов установили тесные отношения с Римскими понтификами, поддерживали миссионеров, которые проповедовали христианство в населённых язычниками приграничных областях Франкской державы, создавали новые епископства на подчинённых территориях, жестоко подавляли мятежи, жаловали земли и привилегии храмам и монастырям, принимали их под королевское покровительство. В VIII в. во Франкском королевстве появились тысячи монастырей и церквей, причём далеко не всегда это было следствием усилий со стороны королевской власти или миссионеров; часто храмы и монашеские обители возводились по инициативе представителей местной знати также и на территории зарейнской Германии. Важным направлением церковных реформ стала унификация богослужения; была организована работа по исправлению литургических книг (о церковной политике, литургической и монастырской реформах см. ст. Каролинги). Проводя реформы, королевская власть столкнулась с отсутствием достаточного количества грамотных клириков, владеющих латынью, способных совершать богослужения, следуя каноническим предписаниям, читать проповеди, наставлять прихожан в христианской вере и бороться с язычеством, что обусловило внимание правителей к проблеме школьного образования. В послании Карла Великого «О попечении над образованием» (784/785 г.?), первоначально адресованном Баугульфу, настоятелю монастыря Фульда, а затем разосланном всем епископам и аббатам Франкского королевства, содержался призыв не пренебрегать изучением словесности, без которого невозможно понимание текстов Священного Писания, и предписывалось привлекать в качестве наставников людей, к этому пригодных. Капитулярием «Всеобщее увещание» (789 г.) король обязывал епископов и аббатов открывать школы при монастырях и кафедральных соборах, где могли бы учиться не только клирики, но и миряне. Уровень образования в таких школах был немногим выше начального, в них изучали грамматику, риторику и арифметику, а также основы музыки. Центром просветительской деятельности стал королевский двор. В Ахене была учреждена придворная школа (schola palatina); представителям знати предписывалось посылать в неё своих сыновей. Каролингам удалось собрать при дворе самых образованных людей того времени. В начале 780 гг. ко двору Карла Великого из Италии прибыли грамматик Пётр Пизанский, богослов Павлин Аквилейский, бывший придворный учитель короля лангобардов, поэт и историк Павел Диакон. Спасаясь от арабов, во второй половине VIII в. из Испании переселились многие представители образованной вестготской элиты. Заметную роль при дворе Карла Великого в эпоху Каролингского возрождения сыграли церковные деятели и богословы Лейдрад Лионский, Агобард Лионский, Клавдий Туринский, Бенедикт Аньянский, Теодульф Орлеанский. Среди англосаксов при дворе Карла Великого наиболее значительным деятелем был богослов и поэт Алкуин. Несколько лет он возглавлял придворную школу в Ахене. Алкуин разработал программу обучения, включавшую изучение латыни, «свободных искусств» (см. Artes liberals) и затем богословия. Ему принадлежат многочисленные и разнообразные по жанру сочинения: учебники по грамматике, риторике, диалектике и орфографии, комментарии на Священное Писание, богословские и литургические труды, агиографические произведения, поэмы.

 



 
PR-CY.ru