КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, Каролингский ренессанс – период культурного подъёма в Западной Европе в конце VIII – конце IX вв., в правление франкских королей и императоров из династии Каролингов. В основе Каролингского возрождения лежал интерес к дохристианскому и раннехристианскому наследию Древнего Рима. Каролингское возрождение было непосредственно связано с политикой короля Карла Великого, направленной на повышение образовательного уровня франкского духовенства, и проявилось в развитии литературы, философии, богословия, охватывало изобразительное искусство и архитектуру, в меньшей степени музыку. Идею «возрождения до Возрождения» выдвинул в первой трети XIX в. французский историк литературы Жан-Жак Ампер; согласно его точке зрения, до эпохи итальянского Ренессанса было ещё два средневековых возрождения – Каролингское и так называемый ренессанс XII в. Широкое распространение термин «Каролингское возрождение» получил в первой половине XX в., когда началось системное исследование культурного подъёма IX в. (Эрна Патцельт, Пауль Леманн, Франсуа Луи Гансхоф). В середине – второй половине ХХ в. Каролингское возрождение стали рассматривать в контексте общей истории культуры раннесредневековой Европы и трактовать как естественный этап её эволюции (Генрих фон Фихтенау, Пьер Рише, Перси Эрнст Шрамм, Д. Тромпф). Постепенно в оценке культурных реформ каролингской эпохи особое значение стали придавать их религиозной составляющей (В. Ульманн, К.Ф. Морриссон, Йозеф Флеккенштайн). Таким образом, культурный подъём IX в. исследователи связывали, прежде всего, с христианизацией и укреплением церкви. Историки отмечали такие черты Каролингского возрождения, как кумулятивность, способность собирать, концентрировать и транслировать духовное (прежде всего, литературное) наследие предшествующих эпох (Жак Ле Гофф). Современные исследователи (Дж. Контрени, Розамунд Мак-Киттерик) предпочитают говорить о неоднозначности культурных процессов IX в. Они считают, что основной целью франкских правителей было укрепление христианства на подвластных территориях. Отечественные исследователи, в целом позитивно оценивая культурные процессы IX в. во Франкском государстве, видят в них, прежде всего, возрождение латинской словесности, а главные достижения эпохи связывают с появлением оригинальной латинской литературы (Михаил Леонович Гаспаров, Михаил Леонидович Андреев, Борис Исаакович Ярхо). К концу VIII в. в результате завоеваний Каролингов в Западной Европе возникла обширная Франкская держава. Стержнем политики франкских правителей, начиная с сыновей Карла Мартелла – Карломана и Пипина III Короткого, но особенно при Карле Великом и императоре Людовике Благочестивом, было стремление к всестороннему «исправлению» (correctio) народа франков, который воспринимался как наследник Римской империи. Поскольку, согласно принятому в христианской историософии делению мировой истории на шесть веков (aetates), последний, шестой век, начало которого соответствовало правлению императора Октавиана Августа и земной жизни Иисуса Христа, вскоре, как ожидалось, должен был завершиться, существование Франкского государства имело эсхатологический смысл.

 



 
PR-CY.ru