КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 3

Впоследствии, удалившись от двора и став в 796 г. аббатом монастыря св. Мартина в Туре, Алкуин поддерживал связь с дворцовой школой, исполнял обязанности наставника. По мнению исследователей, Алкуина на посту руководителя школы сменил прибывший из Ирландии Климент, который также составил учебник по грамматике, постепенно заменивший учебник Петра Пизанского. Дикуил был автором географического трактата, в котором к сведениям о провинциях Римской империи была добавлена информация об Ирландии, о Фарерских островах и об Исландии. Дунгал, подписывавший свои поэтические произведения как «ирландский изгнанник», получил известность благодаря широким познаниям в науках, а также в христианской поэзии и греческом языке. Выходцы с Британских островов Фридугиз, Мартин Скот, Седулий Скот, Иоанн Ско Эриугена) оказали значительное влияние на культурное развитие Франкской империи. Сподвижники Карла Великого составляли придворный кружок учёных, «придворную академию», на её заседаниях велись богословские диспуты, читались лекции, обсуждались сочинения членов «академии», толковались произведения античных авторов и тексты Священного Писания. При дворе была создана библиотека с произведениями древних авторов – Лукиана, Теренция, Горация, Ювенала, Марциала, Цицерона, имелся «Тимей» Платона в переводе Халкидия (в этом переводе сочинение было известно до XII в.). Каждый член «академии» носил псевдоним, связанный с античной или библейской историей: Алкуин был Флакком (имелся в виду римский поэт Квинт Гораций Флакк), поэты Модоин и Ангильберт – Овидием и Гомером, Эйнгард именовался Веселиилом, Карл Великий – Давидом. Античная культура служила источником и примером в том, что касалось нормы литературного стиля и жанра сочинений (так, Эйнгард, работая над жизнеописанием Карла Великого, вдохновлялся историческими сочинениями Светония). Обращение к античным авторам как к культурным и литературным образцам, расширение круга известных античных текстов были главными заслугами членов «придворной академии». Возрождение античной культуры на новой, христианской основе было общим идеалом современников Карла Великого: от древних авторов следовало взять литературные формы, христианство должно было дать новой литературе истинность содержания. К началу IX в. сформировалось собственно франкское поколение деятелей Каролингского возрождения. Среди них наиболее заметны богослов Амалар Симфозий, архиепископ Трирский, впервые предпринявший попытку аллегорического толкования богослужения, Смарагд, аббат монастыря Сен-Мийель, комментатор «Искусства грамматики» Элия Доната (IV в.) и автор трактата «Царский путь» («Via regia»), богослов Рабан Мавр, Эйнгард, автор жизнеописания Карла Великого. Их ученики продолжали развивать традиции каролингской культуры. Валафрид Страбон прославился как богослов и один из наиболее ярких христианских поэтов IX в. Луп из Фарьера прослыл эрудитом и собирателем рукописей, знатоком малоизвестных античных авторов и лучшим стилистом своего времени. Ремигий Осерский собирал произведения античных и раннесредневековых авторов, составлял к ним обширные комментарии. Представители франкской знати отправляли к королевскому двору детей, чтобы они могли получить необходимое образование, войти в королевское окружение, подготовиться к будущей политической или церковной карьере. Те, кто учились и преподавали в придворной школе, активно участвовали в политической жизни в качестве королевских советников и дипломатов, занимали важные должности в церковной и светской иерархии: Алкуин был аббатом монастыря св. Мартина в Туре, Рабан Мавр – настоятелем монастыря Фульда, Валафрид Страбон – аббатом Райхенау; Теодульф до 818 г. занимал Орлеанскую кафедру, Пруденций был епископом Труа, Агобард – архиепископом Лиона; Фридугиз, Рабан Мавр, Валафрид Страбон возглавляли королевскую канцелярию; Эйнгарду, Лупу и др. поручались сложные дипломатические миссии.

 



 
PR-CY.ru