КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 6

Клирики и монахи владели латынью значительно лучше своих предшественников VII – первой половины VIII вв., их язык отличался правильным употреблением грамматических конструкций и относительным богатством лексики. Авторы конца VIII – IX вв. широко пользовались лексикой, почерпнутой из сочинений античных писателей. Каролингское возрождение характеризуют формирование и укрупнение библиотек при кафедральных соборах, монастырях, появление частных книжных собраний, а также зарождение масштабной системы копирования, обмена и продажи рукописей. В VIII–X вв. в державу Каролингов было привезено множество рукописей из Италии, Испании, с Британских островов. Постепенно развивалось производство книг и на франкских территориях. В книжных собраниях были представлены библейские и богослужебные книги, сочинения отцов церкви и других церковных писателей, жития святых, сборники королевских капитуляриев, варварские правды, труды по грамматике, риторике, арифметике, астрономии, музыке, истории, географии, трактаты по архитектуре, медицине и военному делу, поэтические сборники, бестиарии и многое другое. В монастырских библиотеках собирали и переписывали ветхие рукописи, что способствовало сохранению античного наследия (самые ранние известные рукописи с произведениями римских писателей исследователи относят, в основном, к каролингскому времени). Согласно сохранившимся описаниям (как полагают исследователи, неполным), в монастыре Райхенау в 822 г. было собрано 415, в Сен-Рикье в 831 г. – 256 кодексов. Во второй половине IX в. в аббатстве Санкт-Галлен насчитывалось не меньше 428, в монастыре Лорш – 590 рукописей. В Х в. в Боббио хранилось 666, в Санкт-Эммераме в Регенсбурге – 513 кодексов. Сведений о составе библиотек аббатств Флёри, Ферьер, Сен-Дени, Сен-Мартен в Туре, Сен-Реми в Реймсе, Корби, Фульда в настоящее время у исследователей нет, но их фонды вряд ли сильно уступали собраниям других крупных монастырей и, скорее всего, по мнению исследователей, несущественно отличались по составу. Большинство библиотек кафедральных соборов были меньше монастырских. В IX в. в Кёльне насчитывалось примерно 107 книг, в Пассау – 40. В Реймсе их было около 100. Выделялась библиотека кафедрального собора Вюрцбурга (не менее 209 книг). Исследователям известно о довольно обширных персональных книжных собраниях представителей светской аристократии. Крупные собрания книг находились в распоряжении Карла Великого и Людовика Благочестивого. Одно из лучших «светских» книжных собраний IX в. принадлежало Карлу Лысому; оно включало несколько десятков сочинений по богословию, истории, агиографии и «свободным искусствам». Более 200 книг насчитывала коллекция Ангильберта, позднее подаренная им монастырю Сен-Рикье. Луп Ферьерский восхищался библиотекой Эйнгарда, созданной ещё до того, как тот стал аббатом монастыря Зелигенштадт. Графы Вильгельм и Ротхарий, основавшие аббатства Желлон и Шарру соответственно, передали в библиотечные собрания свои книжные коллекции. Личными экземплярами Евангелий, гомилиариев, антифонариев, Псалтирей, сборниками проповедей, агиографическими сочинениями, пенитенциалиями, постановлениями церковных синодов часто владели и простые клирики. Одним из главных способов пополнения книжных собраний было получение в дар.

 



 
PR-CY.ru