КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 7

Вручение книги (как правило, Библии) королю монахами той или иной обители стало в IX в. частым сюжетом каролингской книжной миниатюры. Правители, в свою очередь, нередко жаловали аббатствам дорогие и роскошно украшенные кодексы, выделяли монастырям материальную помощь для поддержания рукописных фондов в надлежащем состоянии. Аббаты монастыря Сен-Вандрий-де-Фонтенель передали в собрание обители десятки рукописей. Так же поступали аббаты и монахи Санкт-Галлена, Боббио и Санкт-Эммерама. Архиепископ Гинкмар Реймсский даровал кафедральной библиотеке Реймса своё книжное собрание; хорепископ Мадальвин завещал книги епископству Пассау, диакон Ландон – монастырю Санта-Мария-ди-Альбането, а некий пресвитер Вальгарий – монастырю Сизуэн. Большое значение имел обмен рукописями между скрипториями при различных церквах и монастырях. Нередко собрания пополнялись личными фондами монахов и учёных. В составе библиотеки монастыря Райхенау хранились десятки томов, переписанных для собственных нужд монахом Регинбертом. Луп Ферьерский переписал множество рукописей для себя и своих учеников. В случае опасности коллекции крупных монастырей нередко укрывали в других обителях. Так, монахи Санкт-Галлена временно передали свои книги в Райхенау, а братия монастыря Сен-Ва в Аррасе перевезла книжное собрание в Бове. Обычно книги хранились в так называемых армариях – сундуках или шкафах, запиравшихся на замок; для обширных книжных собраний нередко отводились целые комнаты. Не все манускрипты находились в одном месте: книги, используемые в богослужении, как правило, держали отдельно – в церкви, вместе с литургическими одеяниями и утварью. Учебные книги почти не выносились из монастырских или соборных школ. Рост потребности в книжной продукции способствовал формированию практики передачи книг во временное пользование частным лицам – клирикам и мирянам. Эта практика была характерна, прежде всего, для церковных библиотек и зафиксирована в книжных инвентарях. Монастырские собрания, напротив, оставались в целом закрытыми; некоторые книги иногда могли на время выдаваться епископам, пресвитерам или настоятелям других обителей, и лишь в исключительных случаях заимствовать книгу из монастырской библиотеки могли миряне. Рукописи изготавливались на заказ в монастырских или епископских скрипториях. Существенные изменения произошли в культуре письма. На смену меровингскому письму (полуунциал) пришёл каролингский минускул, сформировавшийся в скрипториях Северной Франции во второй половине VIII в. В IX в. унификация богослужебных книг в ходе литургической реформы Каролингов способствовала распространению нового стиля письма по территории Франкской державы. К лучшим образцам каролингских рукописей исследователи относят Евангелие Карла Великого (Евангелие Годескалька; придворная школа, 781–783 гг.), Евангелие из Сен-Медара (придворная школа, около 800 гг.), Первую Библию Карла Лысого (Библия Вивиана; Сен-Мартен в Туре, 845–846 гг.), Вторую Библию Карла Лысого (Эльнон, 871–877 гг.), Псалтирь Карла Лысого (придворная школа, до 869 г.), Сакраментарий Карла Лысого (придворная школа, 869–870 гг.), Евангелие Луазеля (Реймс, первая половина IX в.), Евангелие Эббона (Овиллер, 820–830 гг.), Сакраментарий Дрогона (Мец, 844–855 гг.) и др.

 



 
PR-CY.ru