КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 4

Их деятельность на королевской службе способствовала распространению придворной культуры за пределами двора – в монастырях и при епископских кафедрах. Традиционно воспитательную функцию выполняли монастыри: юноши под руководством опытного наставника из числа монахов готовились к монашеской жизни, постигали устав, участвовали в богослужении, занимались физическими и интеллектуальными упражнениями. В VIII в., по мере углубления христианизации франкского общества, монашеская педагогика стала пользоваться большой популярностью среди мирян. Многие дети из знатных семей получали в монастырских школах начальное образование, причём такая практика не всегда была непосредственно связана с «пожертвованием» (oblatio) ребёнка обители (см. Облаты). К началу IX в. присутствие в монастырях большого числа мирян оказывало заметное влияние на образ жизни монашествующих, способствовало проникновению за монастырские стены мирских обычаев. Ахенский собор 817 г., созванный императором Людовиком Благочестивым по инициативе Бенедикта Аньянского, постановил, что в монастырские школы должны зачисляться только те, кто в дальнейшем намерены принести монашеские обеты или в юном возрасте были «пожертвованы» монастырю родителями; всем прочим предписывалось получать образование в других школах. Это решение было негативно встречено как франкской знатью, так и монашеством (многие монастыри получали плату за обучение). Исследователи полагают, что после 817 г. в некоторых крупных монастырях появились раздельные школы для мирян и будущих монахов, например, в Санкт-Галлене: в монастырской хронике Ратберта упоминается о монастырской школе (schola claustri) и сторонних учениках (canonici), проходивших обучение в аббатстве, а на плане «идеального» монастыря (около 825 г.), который сохранился в библиотеке аббатства Санкт-Галлен (1092 г.), но был создан, по мнению исследователей, в Райхенау, обозначена школа, отделённая от квартала новициев. Очевидно, что решение Ахенского собора выполнялось не везде, поскольку даже в крупном имперском монастыре Сен-Рикье по-прежнему действовала общая школа. С 820 гг. двор перестаёт быть средоточием образования и культуры во Франкской империи. Интеллектуальными и духовными центрами становятся монастыри (Сен-Дени, Сен-Рикье, Сен-Вандрий-де-Фонтенель, Корби, Сен-Мартен в Туре, Эльнон (Сент-Аман-лез-О), Ферьер, Лорш, Фульда, Райхенау, Санкт-Галлен) и епископские города (Реймс, Лион, Санс, Безансон, Кёльн и Трир). Известность получили епископские школы в Орлеане, Меце, Реймсе, Лане, Льеже и Утрехте. С начала IX в. исследователи наблюдают культурный подъём в Италии – в Павии, Вероне, Милане, Риме. Реформы Каролингов в сфере образования сначала имели, скорее, количественный, нежели качественный характер. Предполагалось увеличить число школ, ученики которых получали начальное образование: основы латинской грамматики, элементарные правила чтения и письма, счёта и песнопения, знание некоторых священных текстов и молитв. Определяющей была ориентация на тексты Священного Писания. Едва научившись читать, ученик приступал к изучению Псалтири; следовало заучить все 150 псалмов, для чего использовались самые разные методы: копирование отдельных стихов на таблички, постоянное цитирование вслух, пение.

 



 
PR-CY.ru