КАРОЛИНГИ - Страница 23

Однако только при Каролингах процесс стал централизованным и развивался при покровительстве со стороны верховной власти. Источники, касающиеся каролингской реформы богослужения, включают, с одной стороны, отрывочные предписания капитуляриев и постановления поместных Соборов, с другой – богатую рукописную традицию каролингских литургических книг, что даёт исследователям простор для интерпретаций. Большинство учёных сходятся в том, что Карл Великий лишь продолжил (или был вынужден продолжить) то, что начал его отец Пипин III Короткий. Провёл ли Пипин III полноценную реформу богослужения или внёс лишь отдельные изменения, исследователям неизвестно. Во «Всеобщем увещании» Карл Великий отмечал, что, предписывая употреблять римское пение, он следует примеру своего отца Пипина, который заменил галликанское пение римским ради единства и согласия с Римом (ср. так называемый Epistola generalis – введение к Гомилиарию Павла Диакона (786 г.), где Карл Великий также утверждает, что следует примеру Пипина, который «всю Галльскую Церковь благодаря своему усердию украсил пением римской традиции»). В «Libri Carolini» говорится о том, что до правления Пипина III Короткого церковь Галлии, во всём единая с Римом, лишь немного отличалась в богослужебной практике и Пипин в связи с приездом в Галлию папы Стефана II (III) (в 753–754 гг.) исправил чин псалмопения. Валафрид Страбон также связывает «исправление» пения во Франкской державе при Пипине III Коротком с приездом папы Римского. Карл Лысый в послании к равеннским клирикам утверждал, что до Пипина III Короткого богослужение суточного круга в Галлии и Испании отличалось от принятого в Риме и Милане (высказывались сомнения в подлинности этого послания). Исследователям известно, что локальные попытки ввести римское пение предпринимались независимо от инициатив верховной власти св. Хродегангом, епископом Меттиса, и Ремигием, епископом Ротомага (ныне Руан). Из послания папы Павла I (757–767 гг.) исследователи сделали вывод, что на франкских землях по решению Пипина III были учреждены школы певцов с римскими учителями во главе. На основании этих сведений С. Фогель построил гипотезу, согласно которой все сообщения о реформе галликанского пения при Пипине III Коротком надо понимать шире – как свидетельства крупной литургической реформы. По мнению исследователя, основной чертой литургических преобразований на франкских землях во второй половине VIII в. была тотальная романизация всех сторон богослужебной жизни. При этом С. Фогель считал, что Римские папы не были инициаторами этого процесса. Романизация, по его мнению, воспринималась франкскими правителями как средство защиты от восточного (византийского) влияния. Однако реформы Пипина III Короткого привели к литургической анархии, так что Карл Великий был вынужден их продолжить и провести более централизованно. Ф. Бернар настаивала на решающей роли в проведении литургической реформы Римских пап, которые стремились с её помощью навязать франкам новую модель королевской власти, основанную на ветхозаветных образцах; при этом политический подтекст реформы Ф. Бернар отрицала. Обе точки зрения подверглись критике со стороны Й. Хена, по мнению которого значение перечисленных свидетельств преувеличено в историографии.

 



 
PR-CY.ru