КАРОЛИНГИ - Страница 28

Людовик Благочестивый, ещё будучи королём Аквитании, направил св. Бенедикта Аньянского реформировать монастыри в Аквитании. Cтав императором, он решил провести монастырскую реформу во всей империи и в 814 г. вызвал Бенедикта Аньянского в Мармутье. Вскоре святой основал монастырь Инден (позднее Корнелимюнстер). Cогласно свидетельству Ардона, Людовик Благочестивый наделил Бенедикта Аньянского властью над всеми монастырями империи. Однако, по мнению современных историков, это была не формальная должность генерального настоятеля, а, скорее, функции координатора реформ. Ардон сообщает, что Бенедикт Аньянский вместе с другими аббатами и монахами принял ряд постановлений, которые затем были представлены императору. По мнению исследователей, эти предложения были рассмотрены Ахенскими соборами (август-сентябрь 816 г. и июль 817 г.), которые приняли решение о том, что все монашеские общины должны следовать не только единому монашескому уставу (una regula), но и единым обычаям (una consuetudo), тогда как каноники, канониссы и члены других немонашеских общин могут руководствоваться собственными уставами (в частности, были приняты «Institutio canonicorum» и «Institutio sanctimonialium»). Сохранились список вопросов, рассматривавшихся на Ахенском соборе 816 г. (Statuta Murbacensia), и частная запись его решений (так называмемый Руанский документ). Капитулярий Людовика Благочестивого, изданный после синода 816 г., сохранился в трёх рукописях IX–XII вв. Постановления Ахенского собора 817 г. изложены в капитулярии Людовика Благочестивого. Решения обоих Соборов представлены в капитулярии, известном как «Collectio capitularis», или «Правила Бенедикта Анианского», который в Средние века неоднократно копировался и рассматривался как основной документ ахенской реформы. При этом в Анналах королевства франков нет упоминаний об этих Соборах. В них говорится лишь об Ахенском соборе 818 г., на котором были рассмотрены некие вопросы, относящиеся к церкви и монашеству. О Соборе 817 г. упоминается в двух хрониках в связи с предписанием всем монахам об обязательном следовании Уставу Венедикта Нурсийского. Ещё один документ, связанный с ахенской реформой, «Записка о служениях монастырей» («Notitia de servitio monasteriorum»), представляет собой список налогов и служений, которыми монастыри были обязаны императору. Для проведения ахенской реформы император Людовик Благочестивый назначил посланников (missi), которые должны были объезжать монастыри и контролировать соблюдение императорских предписаний (ср. более ранние постановления: канон 20 Майнцского собора). Роль св. Бенедикта Аньянского в проведении реформы до конца неясна. Согласно Ардону, Бенедикт Аньянский составил дополнения к Уставу Венедикта Нурсийского для его применения на практике. Однозначно исследователи говорят только, что Бенедикт Аньянский развивал идею единого устава для всех монастырей (forma unitatis), которую, видимо, от него воспринял император Людовик Благочестивый. Чтобы доказать превосходство Устава Венедикта Нурсийского над другими монашескими уставами, Бенедикт Аньянский составил компиляцию всех известных ему уставов, сравнив их с Уставом преподобного Венедикта. Его труд сохранился в двух редакциях – «Concordia regularum» и «Codex regularum» из аббатства св. Максимина в Трире.

 



 
PR-CY.ru