КАРОЛИНГИ - Страница 24

Пипин III Короткий не проводил глобальных реформ. Во всех источниках, несмотря на различие в терминологии, речь идёт лишь о введении во Франкском государстве пения по римскому образцу. К тому же сведения о реформе Пипина III относятся к более позднему времени и отмечены влиянием политической идеологии. Карл Великий и его придворные богословы стремились подчеркнуть преемственность (согласие с Римом в вопросах веры и богослужения воспринималось как черта, присущая хорошему правителю). В целом Пипин III Короткий продолжал меровингскую традицию покровительства церкви (в том числе «украшая» её богослужение). Введение им римского пения произошло не только из-за приезда папы Римского Стефана II (III), но и под влиянием своих советников, епископов Хродеганга и Ремигия. Тем не менее, именно при Пипине III Коротком началось активное распространение римских литургических книг. В послании 758 г. папа Павел I упоминает, что отправил Пипину наряду с другими книгами Антифонарий и Градуал (antiphonale et responsale), очевидно, в качестве образцов для копирования. К середине VIII в. относится появление в Галлии смешанной редакции Сакраментария Геласия, в котором соединились традиции старогеласианского Сакраментария и Сакраментария Григория (падуанского типа). На то, что появление этой редакции связано с Пипином III Коротким, косвенно указывает наличие в рукописях этой редакции Сакраментария памяти св. Хрисогона (24 ноября), которого Пипин считал своим покровителем. Все рукописи имеют следы бенедиктинского влияния; смешанная редакция могла быть создана, по мнению исследователей, в одном из бенедиктинских монастырей, скорее всего, во Флавиньи, куда были перенесены мощи мученика Прейекта, память которого указана в этом Сакраментарии. По мнению исследователей, ко времени правления Пипина III Короткого также относится составление в Галлии двух сборников «Ordines Romani» (типов A и B по классификации М. Андриё). Реформа литургических книг была продолжена при Карле Великом. Предписание об исправлении всех книг (libros catholicos bene emendate), в том числе литургических, содержится во «Всеобщем увещании» (789 г.) в связи с организацией епископских и монастырских школ. Ещё раньше, в 774 г., Карл Великий получил от папы Римского Адриана I (772–795 гг.) каноническое «Собрание Дионисия-Адриана» («Collectio Dionysio-Hadriana»), а в 787 г., во время посещения аббатства Монте-Кассино, заказал точную копию Устава Венедикта Нурсийского. В 780 гг. он поручил Павлу Диакону составить новый Гомилиарий (самые ранние рукописные свидетельства исследователи относят к IX в.). Центральное место в литургической реформе Карла Великого занимает исправление Сакраментария. Павлу Диакону было поручено посетить папу Адриана I и попросить у него подлинный (immixtum, букв. – несмешанный) Сакраментарий Григория. Спустя некоторое время аббат Иоанн из Равенны доставил книгу к франкскому двору с сопроводительным письмом папы Адриана I («Codex Carolinus»; по мнению Фогеля, наиболее вероятная дата получения Сакраментария Карлом – 785 г. или начало 786 г.; однако современные исследователи склоняются к более поздней датировке: поскольку письмо было отнесено к 786/787 г., следовательно, книга была получена Карлом ближе к 791 г.).

 



 
PR-CY.ru