КАРОЛИНГИ - Страница 26

Желлонский Сакраментарий исследователи считают наиболее близким к оригиналу Сакраментария Геласия; он был переписан, по мнению исследователей, в аббатстве Святого Креста в Мо для собора в Камбре при епископе Хильдоарде (790–816 гг.), по поручению которого чуть позже была сделана самая ранняя и точная копия Сакраментария Адриана (811–812 гг.). В капитуляриях Карла Великого и в решениях Соборов отмечены лишь некоторые изменения в чине мессы. В частности, со ссылкой на декреталии Римского епископа (папы) Иннокентия I (401–417 гг.) предписывалось следовать римской практике совершения обряда целования мира и чтения диптихов. В источниках часто отмечается, что Карл Великий распространял римское пение (или римский чин псалмопения). Однако его деятельность в этом направлении не привела к тотальной романизации, а, скорее, увеличила различия в богослужении на местах. Исследователи полагают, что по этой причине в период правления императора Людовика Благочестивого были предприняты попытки исправить ситуацию на местном уровне (реформы аббата Элизахара в придворной капелле в Ахене и исправление Антифонария Амаларием Мецским), что, однако, вызвало критику и противодействие сторонников сохранения прежних традиций (прежде всего, Лионского архиепископа  Агобарда и диакона Флора Лионского). Особое внимание Карл Великий уделял проблеме совершения таинства крещения. В дополнениях к канонам Соборов в Риспаке, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800 г.) говорится о введении во Франкском государстве четырёх римских праздников в честь Пресвятой Девы Марии (Purificatio, Conceptio, Assumptio, Nativitas), а также Пепельной среды в качестве начала Великого поста и римских обрядов Страстной седмицы. Майнцский собор (813 г.) постановил совершать великую литанию 25 марта по римскому обычаю (наряду с тремя днями «рогаций» (rogationes), принятыми в Галлии). Исследователям неизвестно, была ли она введена повсеместно, поскольку Ахенский собор (836 г.) повторяет это предписание. Тот же Майнцский собор говорит о введении поста Четырёх времён года по римскому обычаю. Сторонники теории централизованной тотальной романизации галликанского богослужения особо указывают на внимание Карла Великого к способу распространения нововведений. Ещё в 742 г., при майордоме Карломане, был учреждён экзамен для приходских клириков, во время которого епископ спрашивал их о чине крещения, Символе веры и молитвах и чине мессы. Исследователи полагают, что Карл Великий мог использовать экзамен для централизованного введения римских обычаев (в 15-м каноне капитулярия 769 г. говорится, что священники, не знавшие чина богослужения, лишались места). Во всяком случае, в вопросах, которые задавались на этом экзамене (803 г.), делался акцент на следовании римским традициям. На епископов возлагалась обязанность проверять, соответствует ли содержание Сакраментариев принятому чину, следить за тем, чтобы по римскому чину совершались месса, крещение, службы суточного круга, а также создавать школы певцов по римскому образцу. Интерес верховной власти к упорядочению богослужения привёл к появлению множества новых толкований чинов мессы, крещения и служб всего церковного года, написанных каролингскими богословами и литургистами (Алкуин, Лейдрад Лионский, аббат Сен-Рикье Ангильберт, Магн Сансский, Теодульф Орлеанский, Максенций Аквилейский, Иессей Амьенский, Гинкмар Реймсский, Амаларий Мецский, Агобард Лионский, Рабан Мавр, Валафрид Страбон, Флор Лионский, Ремигий Осерский).

 



 
PR-CY.ru