КАРОЛИНГИ - Страница 27

Однако, по мнению Хена, единства с Римом в области богослужения Каролингам достичь не удалось, т.к. литургическое творчество на франкских землях продолжалось параллельно с романизацией на протяжении IX в. В истории франкского монашества эпоху Каролингов исследователи характеризуют умножением и укреплением монастырей, находящихся под прямым королевским покровительством, распространением бенедиктинского устава и попытками введения его в качестве единого для всех монастырей на франкских землях. В VIII в. продолжало действовать правило (закреплено, в частности, вторым каноном Арелатского собора 554 г.), согласно которому все монастыри находились в ведении епископов. Однако часть монастырей стала искать защиты и покровительства королевской власти от произвола местных епископов. Уже на Соборе в Вере (755 г.) отмечено разделение монастырей на королевские (regales) и епископские (episcopales). Крупные монастыри, получившие покровительство Каролингов, стали одной из опор их финансово-экономической политики. Во второй половине VIII в. и особенно в первой половине IX в. власти попытались провести чёткую границу между разными группами аскетов – собственно монахами и канониками, т.е. клириками, которые вели общинный образ жизни в соответствии со своими уставами. Поскольку и те, и другие в этот период занимались как молитвенными практиками, так и пастырством, единственным отличием каноников было разрешение членам общины владеть личной собственностью и не следовать принципу постоянства места служения (stabilitas loci). Большинство монастырей при Меровингах и Каролингах существовало по своим уставам, которые часто представляли собой смешение нескольких монашеских правил (так называемые regulae mixtae). Введение бенедиктинского устава изначально было инициативой отдельных епископов. Например, исследователям известно, что св. Хродеганг организовывал монастыри, которые должны были следовать только Уставу Венедикта Нурсийского (например, Горце). За пределами Италии этот устав многими воспринимался как «римский», что придавало ему дополнительный авторитет среди тех, кто ориентировался на Рим. Наибольшего успеха сторонники бенедиктинского устава добились в Аквитании, Септимании и Испанской марке, где начиная с 780 гг. Бенедикт Аньянский организовал множество монастырей и ввёл в них Устав Венедикта Нурсийского. Поскольку франкские власти были заинтересованы в упорядочении правового положения монастырей, уже при Карломане всем аббатам и монахам предписывалось переходить на этот устав. Карл Великий после посещения Монте-Кассино заказал точную копию Устава Венедикта Нурсийского, которую доставили в Ахен в качестве образца. На рубеже VIII и IX вв. следование Уставу Венедикта Нурсийского стало тем признаком, который позволял отличать монастыри от каноникатов. Для унификации монастырской жизни в 813 г. было созвано пять Соборов – в Реймсе, Арле, Туре, Майнце и Шалон-сюр-Сон. Канон 25 Турского собора и канон 11 Майнцского собора предписывали всем монастырям перейти на Устав Венедикта Нурсийского (канон 9 Реймсского собора вводил обязательное чтение устава для тех аббатов, которые были с ним плохо знакомы).

 



 
PR-CY.ru