КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ - Страница 8

Эти сельджукские государства начали захватывать некоторые крепости и фортификации в горной части Киликии. Организация императором Иоанном II второго похода на Киликию объясняется обострением отношений между Византией и Иконийским султанатом. Византийский император Мануил I (1143–1180 гг.) продолжал отводить Киликии важное место в восточной политике империи. Князь Левон I и его старший сын Рубен умерли в плену в Константинополе в первой половине 1140 гг. Но второй сын Левона I, Торос, сумел бежать из плена около 1145 г., накануне второго Крестового похода. Он снова появился в Киликии и при помощи младших братьев Стефана и Млеха сумел отвоевать почти все отцовские владения. После ряда военных столкновений с Иконием и Византией князь Торос II (1148/1151 – 1169 гг.) установил контроль и над Равнинной Киликией, вновь сделал столицей Киликийской Армении Аназарв. В Киликии возродилась идея восстановления независимого армянского государства. Второй Крестовый поход (1147–1149 гг.) активизировал политическую борьбу в Северной Сирии и стал стимулом для оживления политических сил христианских народов региона. Армяне приветствовали появление крестоносцев на Ближнем Востоке. Католикос Григор III в это время вёл переписку с Римскими папами, в 1140–1141 гг. участвовал в Соборе, созванном папским легатом епископом Альбериком Остийским в Антиохии и Иерусалиме. В переписке с папой католикос давал некоторые объяснения по вопросам, интересовавшим католиков, в том числе о дне празднования Рождества в ААЦ и о добавлении воды в евхаристическое вино. Византия стремилась препятствовать действиям Тороса II по восстановлению государственности Киликийской Армении. Торос II должен был завоевывать симпатии населения Киликии, использовать политические и экономические ресурсы страны. По сведениям патриарха Михаила Сирийца, Торосу II помогал Афанасий, митрополит Аназарва Сирийской яковитской церкви. К Рубенидам присоединились также многие армяне и «франки» (крестоносцы, выходцы из Европы) в Горной Киликии. Киликийская Армения с её смешанным этнически и религиозно населением, оторванная от национально-культурной почвы Армении, не имела своих устойчивых традиций организации государственных институтов. Армянские правители не могли сосредоточиться только на проблемах армянского населения и навязывать свою политику живущим в регионе другим народам. Было необходимо заручиться поддержкой всех народов и религиозных общин Киликии, а также соседних государств. В 1150 г. католикос Григор III перенёс резиденцию из Цовка в крепость Ромкла на землях Мараша, принадлежавших латинским феодалам Эдесского княжества. Всё ещё оставаясь вне прямого политического контроля Рубенидов, католикос тем самым подчёркивал свой статус объединителя всех армян, живших под властью и христианских, и мусульманских правителей. Для общин Сирийской яковитской церкви укрепление власти Рубенидов было очень благоприятным фактором. По сведениям патриарха Михаила Сирийца, в Киликийской Армении яковиты имели равные права с армянами, а имущество их церкви пользовалось неприкосновенным статусом. Налаживая взаимоотношения с народами Киликийской Армении, Рубениды стремились найти общие цели в политической жизни региона.

 



 
PR-CY.ru