КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ - Страница 31

Ряд рукописей с иллюстрациями высокого качества, в основном, созданных неизвестными армянскими художниками, дают исследователям возможность проследить процесс развития стиля школы миниатюр нескольких поколений художников после Тороса Рослина. Среди памятников этой живописной группы богатством убранства исследователи выделяют: Евангелие царицы Керан 1272 г.; Евангелие князя Васака 1268–1284 гг.; Евангелие 1274 г., украшенное Костандином; Евангелие «Восьми художников», оформление которого было начато в 1250 гг. и завершено в 1320 г. Саркисом Пицаком; Лекционарий короля Хетума II 1286 г.; Евангелие архиепископа Ованнеса 1287 г.; Евангелие 1280 гг. К числу новых стилистических особенностей исследователи относят удлинённые пропорции человеческих фигур, а иногда наоборот – уменьшение их размера, разделка складок одежд, тонкое исполнение рисунка, эмоциональная наполненность выражений лиц, движений, поз, которая временами достигает трагического пафоса. Изображения короля Левона III вместе с членами семьи в Евангелии царицы Керан, миниатюры, представляющие Левона в Лекционарии короля Хетума II, в его же Часослове около 1270 г., а также два упомянутых портрета кисти Рослина составляют исключительную коллекцию средневекового придворного искусства. Лекционарий короля Хетума II, который содержит около 700 изображений, кажется музеем, воплощённым в одной книге, что делает рукопись уникальной реликвией в истории христианской миниатюры. К группе придворных рукописей исследователи относят Евангелие 1280 гг. c монохромными миниатюрами, которые выполнены фиолетовыми (пурпурными) чернилами с помощью пера, подобно иллюстрациям отдельных византийских и западноевропейских книг рубежа XIII и XIV вв. Рукопись украшена двумя мастерами (один из них, по мнению исследователей, был оформителем и Евангелия князя Васака). Иллюстрации Евангелия из музея церкви Аменапркич созданы группой живописцев для Костандина, владыки цитадели Копитар. Исследователи отмечают, что некоторые особенности этого Евангелия сходны с иллюстрациями группы царских рукописей; другие черты роднят его с произведениями Овасапа. Во второй половине XIII в. копирование и оформление рукописей переживают расцвет в монастырях Дразарк, Машкевор, в Тарсе, Мсисе, Сисе. Среди дразаркских книг исследователи выделяют Евангелие 1282 г., украшенное миниатюристом Ованнесом и, как полагают исследователи, переписчиком Берсегом. Своими миниатюрами Евангелие перекликается с группой царских рукописей. Влияние этой группы исследователи усматривают в иллюстрациях двух Евангелий 1290 г. (ГосударственныйЭрмитаж), Евангелия 1295 г., созданных миниатюристом из Дразарка Торосом Философом. Художественный подъём, вызванный творчеством Тороса Рослина и его последователей, особенно миниатюриста Евангелия царицы Керан, в течение XIV в. постепенно спадает. Некоторые миниатюристы продолжают традиции живописцев предыдущего столетия, но со временем книжное искусство Киликийской Армении теряет художественные достоинства из-за обострившихся политических условий и общего ослабления страны. Последним крупным миниатюристом XIV в. был Саркис Пицак, работавший в Дразарке, Сисе, Скевре и других городах и монастырях. Сохранилось около 50 рукописей с миниатюрами этого художника.



 
PR-CY.ru