КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО - Страница 97

В XVIII в. диоцезные Cоборы регулярно проводились лишь во Франции и итальянских государствах, однако в XIX в. происходит оживление соборной жизни, что было вызвано необходимостью решать многочисленные местные проблемы, связанные с изменениями в общественно-политической жизни. С 1850 по 1907 гг. состоялось 377 диоцезных Соборов, из них 166 – во Франции, 88 – в Италии и 49 – в США. Акты провинциальных и диоцезных Соборов в обязательном порядке направлялись для утверждения в Конгрегацию Собора. Решения древних и новых провинциальных и диоцезных Соборов издавались, в основном, по географическому принципу. Созванный папой Пием IX первый Ватиканский собор, в повестку которого входил вопрос о кодификации канонического права, принял догматические постановления о папском примате и папской безошибочности в вопросах веры и морали, но работа Собора была прервана захватом Рима войсками итальянского королевства. Необходимость упорядочить и систематизировать нормы католического канонического права, представленные в «Corpus iuris canonici» и многочисленных сборниках и сводах постановлений Папского престола, осознавалась многими католическими канонистами после Тридентского собора. Однако система «римского централизма», при которой возникающие канонические вопросы можно было решить только при обращении к Папскому престолу, тормозила процесс кодификации. Предпринимавшиеся некоторыми канонистами попытки систематизировать канонические нормы носили частный характер и не получали официального одобрения. Так, в 1557 г. итальянский канонист Дж.П. Ланчелотти подготовил четыре книги «Institutiones iuris canonici», составленные по образцу «Институций» Юстиниана, расположив канонические нормы по тематическому принципу (лица, вещи, судьи, преступления и наказания). Дж.П. Ланчелотти издал свой труд («Institutionum iuris canonici, quibus ius pontificium singulari methodo libris quatuor comprehenditur». Venetiae, 1563 г.), который получил одобрение папы Павла IV, однако произведение рассматривалось лишь как пособие для изучения канонического права. В 1867 г. папа Пий IX поручил комиссии кардиналов сформулировать основные проблемы и предложения (postulata) по реформе канонического права. При подготовке к первому Ватиканскому собору многие католические епископы направили в комиссию пожелания и предложения по составлению нового свода католического канонического права, более удобного для практического применения в церковной жизни. В конце XIX в. несколько канонистов предприняли частные попытки кодификации канонического права. Итальянский канонист Г.Де Луизе попытался систематизировать канонические нормы, распределив их по восьми тематическим книгам (1873 г.), однако его труд был признан неудовлетворительным. Систематизация канонического права и папского декретального права была проведена итальянским канонистом Э. Коломьятти, составившим 1742 канона на основе папских конституций и соборных постановлений (1888–1907 гг., три тома). Принципиально иной метод предложил французский юрист А. Пилле, попытавшийся создать кодекс канонического права по образцу «Кодекса» Наполеона с использованием метода абстрактного формулирования кратких канонических норм по тематическим разделам: «лица», «вещи», «действия» (всего 2004 статьи, 1890 г.).

 



 
PR-CY.ru