КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО - Страница 96

После ликвидации Папской области (1870 г.) трибуналы Папского престола прекратили свою деятельность, но были восстановлены папой Пием Х в 1908 г. в ходе общей реформы Римской курии. При папе Иннокентии XII (1691–1700 гг.) в рамках Римской курии был сформирован Государственный секретариат Папского престола; его документы стали источником канонического права в области государственно-церковных отношений и отношений Папского престола с католической иерархией в разных странах. Начавшееся в XVI в. издание актов Соборов Древности и Средних веков дало католическим канонистам возможность выработать единое понимание статуса того или иного Собора, а также решить проблему соотнесения авторитетов Вселенского собора и Римского понтифика как принципиальных источников канонического права. Первое масштабное издание соборных актов было предпринято Ж. Мерленом («Concilia generalia», 1524 г., два тома), в него вошли постановления четырёх Вселенских соборов (от Никейского до Халкидонского), а также каноны Констанцского собора и Базельского собора, 47 поместных западных Соборов и 69 папских декреталий. Однако в других изданиях соборных постановлений, вышедших в XVI в., публиковались лишь акты Вселенских и поместных соборов Древности. В 1583 г. папа Григорий XIII создал комиссию для подготовки к публикации так называемой Collectio Romana – официального сборника канонов Соборов, в которую вошли видные католические историки и канонисты (в том числе кардиналы Антонио Карафа и Цезарь Бароний). В ходе работы были сформулированы принципы признания того или иного Собора вселенским в католической церкви: учитывался состав участников, а также наличие папской апробации решений Собора, в результате которой соборные постановления получали статус универсального закона для католической церкви. Влияние на подобное решение оказал трактат католического теолога Роберта Беллармина «Рассуждения о спорных вопросах христианской веры, против еретиков нашего времени». Он включил в число Вселенских соборов Константинопольский собор 869–870 гг. (против патриарха Фотия), первый, второй, третий и четвёртый Латеранские соборы, первый и второй Лионские соборы, Вьенский собор, Ферраро-Флорентийский собор, пятый Латеранский собор и Тридентский собор. В 1595 г. комиссия признала предложенный перечень, добавив в число Вселенских соборов католической церкви также Констанцский собор, что нашло отражение в подготовленном издании. Особое место в изданиях соборных исследователи отводят «Новому и полнейшему собранию решений Соборов», начатое пресвитером Дж. Д. Манси («Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio. Florentiae; Venetiis», 1759–1798 гг.). Тридентский собор постановил возобновить практику проведения регулярных диоцезных (раз в год) и провинциальных (раз в три года) Соборов, однако это решение во многих странах и регионах практически не соблюдалось, в том числе в связи с расширением полномочий правящего епископа (ординария), за которым Тридентский собор закрепил статус апостольского делегата и полные юрисдикционные полномочия над вверенным духовенством.

 



 
PR-CY.ru