КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО - Страница 93

Корректоры сверили тексты сводов в издании Ж. Шаппюи с древними рукописями, внесли в некоторые каноны изменения и примечания, отражавшие решения Тридентского собора. Однако при работе над римским изданием «Corpus iuris canonici» не была проведена систематизация канонов, в том числе исключение устаревших и недействующих канонических норм, в результате чего оно оставалось мало пригодным для практического употребления. В XVIII–XIX вв. были подготовлены критические издания «Corpus iuris canonici», в том числе с указанием разночтений в рукописях – издание Ю.Х. Бёмера (Магдебург, 1747 г.) и Э.Л. Рихтера (Лейпциг, 1833–1839 гг.). Немецкий историк Э. Фридберг осуществил в Лейпциге издание «Corpus iuris canonici», которое до настоящего времени считается лучшим. Важнейшим источником католического канонического права оставались папские постановления. В процессе подготовки римского издания «Corpus iuris canonici» папа Григорий XIII выдвинул идею составления нового свода декретального права, куда должны были войти не изданные ранее и текущие акты папского законодательства. С этой целью его преемник, папа Римский Сикст V, в 1587 г. создал комиссию канонистов во главе с кардиналом Доминико Пинелли. Помимо папских декреталий, не входивших в другие своды (начиная с некоторых декреталий папы Григория IX), в новый свод были включены акты Вселенских соборов католической церкви, в том числе акты Ферраро-Флорентийского собора, пятого Латеранского собора и декреты Тридентского собора. Завершался свод декреталиями Римского папы Климента VIII (1592–1605 гг.), который до избрания на Папский престол был членом этой комиссии. В 1598 г. кардинал Доменико Пинелли выпустил подготовленный свод под названием «Декреталии папы Климента VIII» («S[anctissi]mi Domini nostri Papae Clementis VIII Decretales», 1598 г.); ему было присвоено наименование «Liber Septimus» (т.е. седьмая книга «Corpus iuris canonici»). Однако папа отказался дать этому своду официальное одобрение, возможно, в связи с тем, что акты Тридентского собора в некоторых европейских государствах (особенно там, где преобладали протестанты) не получили на тот момент официального признания или даже считались не имеющими юридической силы. В 1607–1610 гг. по поручению папы Римского Павла V новая комиссия кардиналов и канонистов подвергла ревизии свод Д. Пинелли и приняла решение от него отказаться. Одновременно с работой комиссии кардинала Д. Пинелли французский канонист П. Матьё предпринял попытку составить свод папских постановлений – «Седьмую книгу декреталий» («Septimus Decretalium constitutionum apostolicarum post Sextum», «Clementinas et Extravagantes ad hodiernum diem editarum. Lugdunium», 1590 г.). В сборник, составленный по образцу «Декреталий» Григория IX, П. Матьё включил не вошедшие в «Corpus iuris canonici» постановления Римских пап – от Сикста IV (1464–1471 гг.) до Сикста V (1585–1590 гг.), отдельные каноны Констанцкого, Ферраро-Флорентийского, пятого Латеранского и Тридентского соборов (за исключением догматических положений), а также фрагмент Болонского конкордата (1516 г.). Данный свод представлял собой коллекцию канонов частного характера, не имевшую официального статуса, тексты не были критически выверены по рукописям и другим изданиям. Однако в некоторых изданиях «Corpus iuris canonici» свод П. Матьё публиковался в качестве приложения (например, во франкфуртском издании 1590 г., лионском издании 1621 г. и др.).

 



 
PR-CY.ru