КАЛЕНИЧ - Страница 9

В нижнем ярусе на восточной стене представлен расширенный Деисус. В люнете портала, над входом из нартекса в наос, помещено поясное изображение Господа Вседержителя, ниже по сторонам портала представлены Пресвятая Богородица, апостол Пётр и св. Иоанн Предтеча с апостолом Павлом. Рядом – ктиторские портреты деспота Стефана и протовестиария Богдана с братом Петром и женой Милицей. Исследователи отмечают, что такое расположение Деисуса и ктиторских портретов в притворе чаще встречается не в сербских храмах, где они обычно объединялись и помещались в западном компартименте наоса, а в константинопольских (например, в мозаике начала X в. в нартексе Святой Софии и мозаике 1316–1321 гг. во внутреннем нартексе в Кахрие-джами). Рядом с ктиторами представлены отцы церкви и преподобные Антоний и Арсений – на южной стене, Евфимий Великий и Афанасий Афонский – на западной, Феодосий Великий и Ефрем Сирин – на северной. Исследователи подчёркивают, что росписи храма в Калениче принадлежат к числу лучших памятников моравской школы. Сюжетные сцены разворачиваются на фоне богатых архитектурных или пейзажных фонов, которые ритмически согласованы с плавными движениями некрупных, лёгких фигур персонажей. Все композиции наполняет мягкий золотистый свет, объединяющий краски в единую тёплую гамму. В трактовке деталей фона и одежд персонажей использованы приглушённые светлые тона (охры, светло-розовые, светло-зелёные и др.); сочетание их с более насыщенными цветами (тёмно-синим, вишнёвым, бирюзово-зелёным), особенно часто использованными в трактовке одежд святых в нижнем регистре, придаёт росписи нарядный, праздничный вид. Лики святых, с высокими лбами и правильными, но несколько мелкими чертами, тщательно моделированы зеленоватыми тенями и золотисто-розовыми высветлениями. В выражениях лиц преобладает возвышенная отстранённость с едва уловимым оттенком светлой печали. В образном строе росписей передана характерная для этого периода лирическая окрашенность. Они близки по стилю произведениям монументальной живописи моравской школы (росписи церкви Вознесения в монастыре Раваница, около 1387 г.; церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), около 1407 – 1418 гг., и др.) и поздневизантийской живописи (фрески церкви Пантанассы в Мистре, около 1428 г.; иконы мученицы Марины из Византийского музея в Афинах и мученицы Анастасии из Государственного Эрмитажа (обе рубежа XIV–XV вв.), а также древнерусской живописи круга Андрея Рублёва). Наиболее близки росписям храма в Калениче миниатюры сербского Четвероевангелия духовника Виссариона, созданные в 1429 г. художником Радославом (Российская национальная библиотека). По мнению некоторых исследователей, мастер Радослав был одним из создателей росписей в храме Калениче.



 
PR-CY.ru