КАЛЕНИЧ - Страница 5

В верхних регистрах каждого из компартиментов расположены небольшие круглые окна разного размера, закрытые на фасадах каменными резными розетками. Со слабо и неравномерно освещённым пространством основного храма контрастирует залитый светом экзонартекс, где главным источником света является большой высокий проём в южной стене. Аналогично оконницам он разделён колонкой, украшен каменным резным архивольтом и рельефом с образом Пресвятой Богородицы в тимпане. В верхних зонах южной, северной и западной стен экзонартекса размещены три больших окна-розетки. В храме есть два портала: главный на западном фасаде, ведущий из внешнего нартекса во внутренний, и в северной певнице, по мнению исследователей, более поздний. Хорошо сохранился внутренний портал, ведущий из экзонартекса в храм, роскошно украшенный полихромной каменной резьбой с орнаментальной плетёнкой. Внешний западный портал полностью реконструирован в процессе реставрационных работ 1928–1930 гг. на основе обнаруженных фрагментов декора и по образцу хорошо сохранившегося внутреннего портала. По мнению исследователей, особенность памятников моравской архитектуры придворного круга – богатое оформление фасадов, основой которого часто становится сама кладка с чередованием ровных рядов кирпича и хорошо обработанного песчаника, с узкими швами белого раствора. Декоративная программа фасадов Каленича подчинена общему архитектурному решению и выявляет основные композиционные и конструктивные принципы. Использованы материалы различной фактуры и цвета: разнообразные варианты лекального кирпича, каменные резные украшения, фигурные керамические вставки и др. Всё это вместе с насыщенными тонировками создаёт яркую полихромию фасадов. В репертуар наиболее часто используемых мотивов орнаментики входят гирлянды и розетки, витиеватая геометрическая плетёнка, шахматный орнамент, фигуративные рельефы капителей, венцов оконниц и тимпанов проёмов (часто с фантастическими зооморфными сюжетами). Особо выделяется большой рельеф с образом Пресвятой Богородицы в рост на тимпане двухчастного проёма южной стены экзонартекса. Архитектурные особенности храма лежат в русле общих тенденций византийского зодчества позднепалеологовского периода, но многие черты типологического, конструктивного, художественного решения храма восходят к местным традициям, накопленным в ходе развития сербской архитектуры в XII–XIV вв.

 



 
PR-CY.ru