КАЛЕНИЧ

КАЛЕНИЧ – женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (первоначальное посвящение исследователям точно не известно, вероятно, также в честь Пресвятой Богородицы) Шумадийской епархии Сербской православной церкви. Расположен на реке Каленичская в местности Левач, в так называемых моравских землях – между реками Велика-Морава и Западная Морава, близ города Крагуевац (Сербия). Настоятельница – игуменья Нектария (Траяноска), в монастыре семь монахинь (конец 2011 г.). Сведений об основании и раннем периоде существования Каленича до XVIII в. не сохранилось. Исходя из архитектурного облика и стилистических особенностей росписи храма, его основание исследователи датируют первой четвертью XV в. Высочайший уровень мастерства архитекторов и живописцев, строивших и украшавших храм, указывает на богатый аристократический заказ, что позволяет исследователям связать основание Каленича с активным монастырским строительством в моравских землях представителей сербской династии Лазаревичей (конец XIV – начало XV вв.). Отождествить монастырь с какой-либо из известных по историческим источникам средневековых обителей в этом регионе исследователям не удаётся. Исследователи не исключают, что наименование Каленича, этимология которого не установлена, появилось не раньше XVIII в. На частично сохранившейся на северной стене храма ктиторской композиции изображены деспот Стефана Лазаревич (с венцом на голове) и «протовидияры» Богдан с супругой Милицей и его брат Пётр. Над фигурами Стефана и Петра сохранились первоначальные подписи, а над фигурами Богдана и Милицы поздние подписи, сделанные монахом Герасимом (1760 гг.), который, как полагают исследователи, ошибся в интерпретации упразднённого к XVIII в. византийского титула протовестиара, который использовался при дворах сербского царя Стефана Душана IV, князя Лазаря и деспота Стефана Лазаревича (середина XIV – начало XV вв.). Однако исследователям неизвестно, насколько монах Герасим отразил первоначальный текст. С. Чиркович и Г. Бабич предположили, что на композиции изображён протовестиар Богдан, придворный деспота Стефана, неоднократно упоминающийся в письменных источниках, но каких-либо свидетельств его ктиторской деятельности не сохранилось. На основании расположения фигур в композиции были выдвинуты две гипотезы относительно причин появления изображения правителя: для обозначения иерархических отношений между правителем и придворным или как свидетельство о финансовом вкладе или ином участии деспота в возведении обители. По мнению исследователей, единственным свидетельством более-менее благополучной судьбы Каленича после турецкого завоевания этих территорий (после 1425 г.) и до начала XVIII в. может служить замечательная сохранность памятника, т.к. ни археологические раскопки, ни предметы церковной утвари из ризницы (большая их часть XIX в.) не дают информации об истории обители в эти столетия.

 



 
PR-CY.ru