КАЛЕНИЧ - Страница 6

Монастырская церковь была расписана между 1413 и 1427 гг. (1427 г. – год смерти деспота Стефана Лазаревича, изображённого вместе с ктиторами). От росписей купола сохранились лишь фрагменты, по которым исследователи реконструируют изображение «Небесной литургии», вероятно, окружавшей центральный образ Пантократора в скуфье. В барабане в два яруса располагаются фрагменты фигуры пророков, в парусах – плохо сохранившиеся фигуры евангелистов, между ними – Нерукотворные образы на убрусе и на чрепии и два изображения Десницы Божьей. В апсиде роспись распределяется на четыре регистра. Фрески в конхе утрачены (исследователи полагают, что здесь была представлена Богоматерь с Младенцем). Ниже идёт регистр со сценами явлений Христа после воскресения, сохранившимися частично: «Жёны-мироносицы у гроба», «Апостолы Пётр и Иоанн у гроба», «Жёны-мироносицы сообщают апостолам о воскресении Христа», «Явление Христа ученикам на пути в Эммаус», «Ужин в Эммаусе», «Лука и Клеопа сообщают апостолам о явлении Христа». Завершающая сцена цикла утрачена, по мнению исследователей, это могло быть «Явление Христа апостолам». Эти сцены составляли цикл композиций в поздневизантийской монументальной живописи Сербии и Македонии, для других регионов византийского мира это не характерно. Аналогичные росписи находились в церкви святителя Николая Чудотворца в Куртя-де-Арджеш (около 1375 г.). Исследователи полагают, что оба цикла восходят к общему несохранившемуся константинопольскому образцу. В апсиде в среднем и нижнем регистре располагаются традиционные изображения евхаристии и литургии святителей. На тему Жертвы Христовой расписан жертвенник, где помещено изображение «Христос во гробе», которое часто встречается в ансамблях поздневизантийского периода, в том числе в памятниках моравской школы. Спаситель сначала был изображён с открытыми глазами, но когда был наложен второй слой штукатурки, глаза были «закрыты». Росписи свода вимы не сохранились. Исследователи предполагают, что здесь были представлены «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов», что соответствует сложившейся ещё в средневизантийский период традиции. Эти сюжеты могли служить завершением программы алтаря, где акцентируются темы Воплощения, Жертвы Христовой и Воскресения Христа, а также евангельского цикла, который начинался с Благовещения на триумфальной арке.

 



 
PR-CY.ru