КАЛЕНИЧ - Страница 4

Ритм членения фасадов, задаваемый вертикалями узких лопаток и стройными полуколонками, а также полукружия рядами поднимающихся кокошников усиливают устремлённость конструкции ввысь. Во внутренней структуре храма хорошо видна граница между наосом и обособленным экзонартексом, соединёнными порталом. Наос разделён на три части: алтарную, подкупольный квадрат и внутренний нартекс, который, как правило, предназначался для захоронений. Алтарная часть состоит из восточной травеи (вимы), перекрытой цилиндрическим сводом рукава креста, и одной высокой апсиды, по сторонам от которой в стене размещены не выделенные снаружи ниши жертвенника и диаконника. Алтарь отделён высоким деревянным иконостасом (1829 г.). Традиционно для сербских церквей данного типа центральная часть храмового пространства, совпадающая с подкупольным квадратом, выделена выносом четырёх опорных лопаток. Фланкирующие наос боковые конхи-певницы поднимаются до высоты сводов и полностью открываются в подкупольный квадрат, значительно расширяя пространство центральной зоны. Исследоватеил отмечают, что организация внутреннего пространства храма отличается цельностью и соответствует основным принципам распределения масс, характерным для данной типологии храма. В подкупольном квадрате можно видеть развитие пространства вверх (высота купола от уровня пола 19,8 м, высота подъёма сводов западного и восточного рукавов креста около 10,2 м). В отличие от других построек последней четверти XIV в. (Лазарица, Наупара и др.) в Калениче не используются повышенные подпружные арки на консолях, но применена более традиционная система конструкции сводов. Нижняя часть сильно вытянутого барабана, поддерживаемого четырьмя опирающимися на пристенные лопатки подпружными арками, глухая и утоплена в постамент, имеющий кубические очертания снаружи. В верхней зоне барабана размещены восемь узких вытянутых оконниц (1,8х0,4 м), поэтому на общем фоне сильно затенённого интерьера световые акценты сконцентрированы в подкупольной зоне. Кроме верхних окон барабана и двух больших окон, расположенных по центральной оси боковых певниц, в храме есть ещё пять окон: по одному в средних регистрах северной и южной сторон внутреннего нартекса и алтарной части и в центре апсиды. Окна оформлены как бифоры и со стороны фасадов обрамлены каменными резными оконницами со столбиком посередине, роскошными венцами и фигуративными рельефами.

 



 
PR-CY.ru