КАЛЕНИЧ - Страница 7

Фрагментарно сохранился цикл двунадесятых праздников в сводах и верхних частях стен. Шесть сцен из этого цикла размещены в конхах певниц. В южной конхе по фрагментам реконструируются «Рождество Христово», «Сретение» и «Крещение», в северной – «Снятие с креста», «Сошествие во ад» и, вероятно, «Распятие». В сводах западной части храма было «Преображение» и, возможно, «Воскрешение Лазаря». На западной стене наоса фрагментарно сохранилось «Успение Пресвятой Богородицы». Рядом, в верхних частях стен западного компартимента, – две сцены из небольшого Богородичного цикла: «Рождество Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Появление этих сюжетов обусловлено посвящением храма Пресвятой Богородице, как и своеобразная генеалогия Христа, представленная расположенными на внутренних откосах алтарной арки фигурами пророков Давида и Соломона и праведных Иоакима и Анны с младенцем Марией на руках. В среднем ярусе наоса представлены чудеса Христовы: в южной певнице «Брак в Кане» и «Воскрешение дочери Иаира»; на западной стене «Воскрешение сына вдовицы» и «Чудесное умножение хлебов»; в северной певнице «Три исцеления» (больного водянкой, прокажённого и двух слепцов), составляющие единый ансамбль с общим архитектурным фоном. Ключевая сцена цикла, «Брак в Кане», расположена в одном регистре с «Евхаристией» и связана с нею по смыслу. Чудо представлено только одним эпизодом, а не двумя, как было принято в поздневизантийской живописи. Среди сидящих за полукруглым столом выделены фигуры невесты и жениха, прикасающегося к её руке ножом, и стоящей между ними девушки, держащей в руках чашу с вином. Головы трёх фигур, склонённые друг к другу, своим расположением и ритмом напоминают современную фрескам икону Святой Троицы Андрея Рублёва. В нижнем регистре фресок, а также на откосах окон и на лопатках подкупольных опор изображены фигуры святых. Как и в большинстве сербских росписей этого периода, преобладают мученики, среди которых выделяются целители (на откосах окон) и воины (в певницах): в южной части – великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Никита (или Артемий) и Прокопий, в северной – великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон, Евстафий и Никита. Одеяния, доспехи и оружие святых воинов отличаются не характерными для этого периода великолепием и роскошью, множеством деталей и украшений, богатством красок.

 



 
PR-CY.ru