КАЛЕНИЧ - Страница 8

На западной стене над входом представлены поясные ветхозаветные праведники, пострадавшие за веру: пророк Даниил и св. Анания, Азария и Мисаил. В западном компартименте изображены св. равноапостольные Константин и Елена, святители Иоанн Милостивый и Николай Мирликийский. На лопатках западной пары подкупольных опор друг напротив друга представлены архангелы Михаил и Гавриил как стражи, охраняющие вход в храм, что характерно для сербских ансамблей поздневизантийского периода. Рядом с ними Симеон Мироточивый и Савва Сербский – основатели Сербского государства и церкви. Их частое появление в росписях Моравского периода было связано со стремлением князя Лазаря подчеркнуть преемство династии Неманичей. Росписи притвора многочисленны и хорошо сохранились (кроме верхнего яруса). В двух сводах под куполом и в откосах круглых окон представлены ветхозаветные цари, в парусах – гимнографы, прославлявшие Пресвятую Богородицу (фрагментарно сохранилась одна фигура). Ниже в три яруса располагаются циклы детства Христа и Пресвятой Богородицы: «Отвержение даров», «Моление Анны, и Иоаким, уходящий в пустыню», «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых врат», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Иоаким и Анна ласкают маленькую Марию», «Благословение первосвященников», «Первые шаги Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Моление Захарии о посохах», «Обручение Марии Иосифу», «Благовещение Пресвятой Богородице», «Упрёки Иосифа», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Первый сон Иосифа», «Путь в Вифлеем», «Перепись населения» (где правитель Квирин ошибочно подписан как Август Кесарь), «Поклонение волхвов», «Возвращение волхвов», «Второй сон Иосифа» и «Бегство в Египет». Цикл начинается под барабаном с истории Иоакима и Анны, продолжается сценами детства Пресвятой Богородицы в следующем ярусе, ниже располагаются сцены детства Христа. Эти сюжеты, по мнению исследователей, очень близки к аналогичным циклам в Кахрие-джами (1316–1321 гг.) и Куртя-де-Арджеш (около 1375 г.), однако не воспроизводят ни один из них буквально. Некоторые детали фресок в храме монастыря аналогичны деталям фресок в ансамблях эпохи палеологовского ренессанса, созданных мастерами Михаилом и Евтихием; другие, по мнению исследователей, восходят к иллюстрациям Акафиста Пресвятой Богородицы. Поэтому исследователи предполагают, что иконография фресок притвора храма в Калениче воспроизводит некий константинопольский образец.

 



 
PR-CY.ru