КАЛЕНИЧ - Страница 3

После Второй мировой войны Каленич вошёл в список сербского архитектурного наследия. В тот же период монастырь был преобразован в женский. В монастыре действует часовня преподобной Анастасии Сербской (вторая половина XX в.). Храм является ярким образцом сербской средневековой архитектуры моравского периода. Хотя облик храма неоднократно изменялся, первоначальный вид был возвращён зданию во время реставрации, проведённой Дж. Бошковичем. Церковь, однонефный одноглавый триконх с большим внешним нартексом, принадлежит к группе крестово-купольных моравских триконхов так называемого типа «сжатого креста» (с пристенными лопатками вместо отдельно стоящих несущих опор), который сербская архитектура позаимствовала из византийского зодчества в Рашский период (церковь святителя Николая Чудотворца в Куршумльском монастыре, около 1166 – 1168 гг.; монастырь Джурджеви Ступови в Расе, 1171 г.; церковь Пресвятой Богородицы в монастыре Студеница, 1190 гг., и др.). В XIII в. этот тип храма приобрёл сербскую специфику, которая проявилась в подчёркнуто вертикальном развитии объёмно-пространственной композиции и в применении повышенных подпружных арок (церковь Спаса в монастыре Жича, около 1220 г.; церковь Вознесения в монастыре Милешева, около 1228 г.; церковь св. Ахиллия в Арилье, около 1295 г., и др.). Близкие по типу постройки получили широкое распространение в сербской архитектуре во второй половине XIV в., как правило, в варианте триконха. Исследователи высказывали различные предположения о происхождении и назначении боковых конх моравских построек. В настоящее время утвердилась гипотеза, объясняющая появление боковых конх влиянием афонской традиции размещения певниц, однако данное предположение исследователи считают недостаточно аргументированным. С уверенностью исследователи говорят лишь о том, что в последней четверти XIV в. триконхи становятся главным типом в сербской храмовой архитектуре. Ближайшим прототипом храма в Калениче исследователи считают так называемую Лазарицу, или церковь благоверного Стефана в городе Крушевац (1370 гг.), одна из задужбин князя Лазаря. Однако исследователи отмечают, что при большом сходстве храм в Калениче имеет индивидуальные архитектурно-художественные черты. Он состоит из двух разновеликих объёмов с купольным завершением – собственно церкви и пониженного относительно основного объёма большого экзонартекса. Поэтому постройка заметно вытянута по оси восток-запад (длина храма около 16,4 м, ширина в западной и восточной частях около 5,25 м, ширина в центральной части за счёт выступов боковых конх, фланкирующих подкупольный квадрат, достигает около 8,5 м). Композиционная согласованность основного объёма и экзонартекса, повторяемость главных элементов конструкций и декора, отсутствие видимых швов на фасадах создают впечатление органично собранных воедино всех частей храма. Архитектурный образ храма определяют центричность композиции и ярко выраженная вертикальная ориентация. Ступенчатое нарастание объёмов выделенного центрального ядра достигает кульминации в высоко вознесённой главе храма, поднятой на сильно вытянутом многогранном барабане и высоком кубическом постаменте.

 



 
PR-CY.ru