ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 10

Имеющиеся бесспорные свидетельства раскрывают, главным образом, этическую сторону учения Василида. Убеждение в благости божественного Промысла и факт мученичества совмещаются посредством утверждения, что всякое страдание есть заслуженное наказание, а это закономерно приводит к признанию греховности Иисуса и, возможно, к идее метемпсихоза (однако считается, что учение о метемпсихозе ошибочно приписано Василиду Климентом Александрийским). Вера, по учению Василида, есть свойственный человеку по природе особый способ познания, отличный от логического рассуждения. Причину страстей ученики Василида (и, возможно, он сам) видели в действии злых духов, «присоединившихся» к душе, против которых следует бороться силой разума. В свидетельствах Климента Александрийского есть некоторые намёки на космологию Василида. Так, он ипостазировал Праведность и Мир как дочь Праведности и говорил об их пребывании в Огдоаде, а его ученики, интерпретируя слова Священного Писания о страхе Божьем как начале Премудрости (Прем. 1:7), учили о страхе Архонта, услышавшего Евангелие, что послужило началу Премудрости, «разделяющей, классифицирующей, совершенствующей и восстанавливающей», что подразумевает идею первоначального смешения. По сообщению Епифания, в IV в. в Египте ещё существовали общины последователей Василида – василидиан. Исследователям известно, что они праздновали Крещение Иисуса, проводя ночь накануне «в бдении и чтении». В определении даты празднования у них не было единства: для одних общин это было 6 января, для других – 10 января, что, как полагают исследователи, имело основания в особенностях учения Василида. По мнению Иеронима Стридонского, некоторые положения его учения были восприняты испанскими присциллианами. О происхождении Валентина и раннем периоде его жизни достоверно ничего не было известно уже ко времени Епифания. Существовало только устное предание о том, что он был рождён где-то на средиземноморском побережье Египта и получил греческое образование в Александрии. Согласно Иринею Лионскому и Евсевию Кесарийскому, при папе Римском Гигине (около 138 – 142/149 гг.) Валентин был уже в Риме, где жил и учил ещё при Аникете (около 155–166 гг.). По сообщению Тертуллиана, Валентин порвал с церковью из-за неудавшейся попытки стать Римским епископом. В другом месте Тертуллиан говорит, что Валентин пришёл в Рим при Елевферии (около 175–189 гг.) и к этому времени относится его разрыв с церковью. Однако, согласно Епифанию, это произошло, когда Валентин, покинув Рим, прибыл на Кипр. Оппоненты Валентина оценивали его как наиболее образованного и одарённого из еретиков. Из его литературного наследия сохранились фрагменты трёх посланий, двух проповедей и гимн. Ещё одно сочинение Валентина («О трёх природах») исследователям известно только по названию, упоминаемому в сохранившемся фрагменте трактата Никомидийского епископа Анфима (ум. в 302 г.) «О святой Церкви».

 



 
PR-CY.ru