ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 2

Что хорошего в бракованной, изготовленной с нарушением технологии свече? Теперь несколько поверий, опирающихся на базовые принципы магии: заражения и подобия. Например, в церкви нельзя спрашивать, сколько времени. Похоже, здесь народная память сохранила и объяснение: спрашивая в храме о времени, укорачиваешь свою жизнь. Есть и другая интерпретация, что храм – отражение небес, а на Небесах времени не существует. Что первично? Можно лишь предположить, что второе. А первое – «подгонка» церковных правил под привычное «народно-магическое» восприятие. Есть поверье, что если есть выбор – входить нужно не в большие церковные ворота, а в калитку, потому что в ворота заносят покойников. Логика очевидна: идя тем же путём, что покойники, можно «магически заразиться», приблизив свою смерть. Наконец, старое и устойчивое поверье, что после причастия нельзя мыться, чтобы «не смыть с себя благодать». Больше того, кому-то после причащения нельзя и к иконам прикладываться: причащаются-то хлебом и вином, приложишься устами – благодать растерять можно. Есть ещё современные поверья или современные трактовки старых: это попытки адаптировать старинные «магические» суеверия к современным представлениям, придавая им иногда некое «наукообразие». Они довольно смешные, типа совершенно серьёзных рассуждений об «энергетике» храма. Не образно, как говорят, к примеру, об энергетике произведений искусства. Нет, тут речь о некоей реальной «силе», наполняющей церковь и способной оказывать физическое воздействие. Так, самая сильная энергетика – под куполом. И, конечно, есть иконы с особо сильной энергетикой. Почему «на самом деле» женщинам в церкви положено покрывать голову? Оказывается, из-за всё той же энергетики. Слишком она мощная. Настолько, что более сильный мужчина выдерживает, а женщина нет. Вот головной убор её и защищает… Подобные рассуждения кажутся современной интерпретацией того, что в сказках называется волшебной силой. Или, точнее, рационализация старых верований. Типа мы люди современные, мыслим «научно»: не волшебная сила, а энергетика; не сглаз или порча, а энергетический пробой ауры. Впрочем, и сглаз с порчей снимают. К священнику обращаться с этим бесполезно, он лишь посмеётся. Но народ-то знает, что нужно делать! Идея «поставить свечку за здравие» для защиты от порчи очень похожа на магический ритуал. Например, свечу поставить за здравие того, кто хочет вам зла. То ли исходя из заповеди «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»; то ли, чтобы… «отзеркалить порчу», возвратив её обратно нехорошему человеку. Как ни странно, и этому можно найти объяснение в Новом Завете (при желании, где угодно можно найти «оправдание» почти чему угодно): «если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья». Во всяком случае, идея «поставить свечку за здравие» для защиты от порчи очень похожа на магический ритуал. И естественно, «классика»: обойти квартиру с церковной свечой, да святой водой побрызгать. Ну, это все знают, это в комментариях не нуждается!

 



 
PR-CY.ru