ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 9

Почитание Симона сохранялось в Самарии, по меньшей мере, до середины II в. Его учеником был также самаритянин Менандр, который жил и учил во второй половине I в. в Антиохии Сирийской. Несколько позже, при императоре Адриане (117–138 гг.), в Антиохии учил другой гностик – Саторнил. Согласно Иринею Лионскому и Ипполиту Римскому, во взглядах он был зависим от Менандра. Исследователи полагают, что к последователям Симона Волхва относился и гностик Кердон, предполагаемый учитель Маркиона, прибывший в Рим около 140 г. О начале распространения гностицизма в Малой Азии свидетельствуют известия о Керинфе, как полагают исследователи, младшем современнике евангелиста Иоанна, и Карпократе (выходце из Египта, который учил в Малой Азии при императоре Адриане), его сыне Епифане и ученице Марцеллине, распространявшей его учение около 160 г. в Риме. В I в.  – в первые десятилетия II в. гностицизм переживает время расцвета (большинство имеющихся свидетельств относятся именно к этому периоду). Это – второй его период, когда гностицизм достиг Александрии и Рима. Главными его представителями этого периода, о которых сообщают источники, были Василид и Валентин, а также Карпократ Александрийский, Сатурнин Сирийский. Ряд общих с гностицизмом черт имело и учение Маркиона Понтийского. Хотя в целом оно не квалифицируется исследователями как гностическое, о близости идей Маркиона к гностицизму говорит развитие, которое они получили во взглядах его ученика – Апеллеса, а также древняя традиция, считающая Маркиона учеником гностика Кердона. О происхождении и жизни Василида исследователям практически ничего не известно, кроме того, что он учил в Александрии при императорах Адриане и Антонии Пии (138–161 гг.). Сообщения ересиологов о том, что раньше он учился вместе с Саторнилом у Менандра в Антиохии и посещал Персию, подвергаются сомнению в работах современных исследователей. Василид называл себя учеником Главка, переводчика апостола Петра, возводил своё учение к апостолу Матфею и через него к Самому Христу, а также ссылался на авторитет неких пророков Варкаббы, Варкофа и др. Возможно, ту же пророческую традицию использовал в проповеди его сын и ученик Исидор, упоминаемый в трактате «Свидетельство истины». От литературного наследия Василида, включавшего некое Евангелие (24 книги комментариев на канонические Евангелия) и некие гимнографические сочинения, сохранились только фрагменты. Евангельский комментарий Василида – древнейший из упоминаемых в литературе. При реконструкции его учения основным источником служат высказывания Василида и свидетельства о взглядах его учеников, цитируемые в сочинениях Климента Александрийского и Оригена. Описания системы Василида у Иринея Лионского и Ипполита Римского значительно различаются, попытки их согласования не дают исследователям удовлетворительных результатов. Исследователи полагают, что они отражают развитие взглядов Василида в учениях его последователей; он сам не излагал своё учение систематически, но высказывал отдельные положения в устных беседах с учениками и в евангельских комментариях, что и объясняет разнообразие систем его учеников.

 



 
PR-CY.ru