ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 6

Во-вторых, прямые свидетельства, т.е. сохранившаяся гностическая литература. В качестве дополнительных источников привлекаются тексты манихеев и мандеев, некоторые трактаты герметического корпуса и целый ряд раннехристианских, главным образом, апокрифических, текстов, которые, возможно, отражают отдельные гностические идеи: Оды Соломона, Псевдоклементины, апокрифические деяния апостолов. Первым христианским полемистом, который составил особое сочинение о гностицизме, является мученик Иустин Философ (конец I – начало II в.). По его свидетельству, у него было особое сочинение, которое он называет «синтагмой» («свод»), где были описаны все известные ему ереси. Текст «Синтагмы» Иустина Философа не сохранился, но исследователи полагают, что он был использован в полемических трудах более поздних ересиологов – священномученика Иринея Лионского (около 130 –202 гг.), мученика Ипполита Римского (первая половина III в.) и святителя Епифания Кипрского (около 315 – 403 гг.). В первой «Апологии» Иустин Философ (среди прочего) сообщает некоторые сведения о Симоне Волхве, Менандре, Маркионе, которых последующая ересиологическая традиция считает гностиками. Древнейшее сохранившееся до наших дней описание гностических систем, созданное в рамках ересиологической традиции, принадлежит Иринею Лионскому. В первой книге «Обличения и опровержения лжеименного знания» (180–192 гг.?) он подробно изложил доступные ему сведения об учениях последователей Валентина (главным образом, Птолемея и Марка) и некоторых других гностических учителей, а также предложил историческую концепцию происхождения гностицизма, согласно которой его основоположником является Симон Волхв. Большое значение для исследования гностицизма представляют сочинения Климента Александрийского (около 150 – после 215 гг.) «Строматы» и «Извлечения из Феодота», в которых полемизировавший с гностицизмом александрийский апологет передаёт множество цитат из гностических текстов. Ценные свидетельства о гностицизме содержатся в произведениях другого александрийского учителя – Оригена (около 185 – 254 гг.), также полемизировавшего с гностиками. В комментарии на Евангелие от Иоанна, написанном как опровержение гностической интерпретации Нового Завета, содержится 48 прямых цитат из Ираклиона (Гераклеона) – одного из наиболее известных учеников Валентина. К полемике с отдельными взглядами гностиков Ориген обращался и в трактате «Против Цельса». Антигностической полемике посвящены трактаты Тертуллиана (около 160 – после 220 гг.) «Против Маркиона», «Против валентиниан», «Против Гермогена», «О плоти Христа», «О воскресении плоти» и «Обвинительная речь против еретиков», где наиболее систематически излагается его антигностическая аргументация. Основу позиции Тертуллиана составляет утверждение, что христианское учение восходит к Самому Христу и апостолам, и потому ложно всякое учение, не согласное с учением Христа и апостолов. Ипполит Римский, которого Константинопольский патриарх Фотий (858–867, 877–886 гг.) называл учеником Иринея, рассмотрел ряд гностических систем в сочинении «Опровержение всех ересей».

 



 
PR-CY.ru