ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 7

Согласно сообщениям Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), Иеронима Стридонского (около 347 – около 420 гг.), патриарха Фотия, Ипполит Римский посвятил проблеме гностицизма ещё одно сочинение, которое они называют «синтагмой». Текст этого сочинения не сохранился, однако исследователи предполагают, что он может быть восстановлен на основании последней, десятой книги «Опровержения». По мнению Ипполита Римского, гностицизм был порождён не христианством, но «языческой премудростью», которую гностические учителя исказили до неузнаваемости, приспособив её для своих целей. Поэтому первая часть «Опровержения» посвящена описанию дохристианских «заблуждений», т.е. философских, магических, астрологических учений и некоторых мистериальных культов. Во второй части Ипполит Римский даёт описание более 30 гностических систем. Десятая книга представляет собой положительное изложение христианского учения, предваряемое обобщением всего ранее сказанного о ересях. Епифаний Кипрский в сочинении «Против ересей» предпринял попытку описать все известные ему еретические движения (в том числе и гностические) и установить между ними генетическую связь. При этом он не только сохранил фрагменты утраченных сочинений других церковных ересиологов, но и привёл многочисленные выдержки из сочинений гностиков, а также описал собственный опыт общения с некоторыми из них. Сокращённая редакция этого сочинения, составленная вскоре после его смерти, стала впоследствии источником для более поздних христианских авторов, обращавшихся к истории еретических движений. Среди приводимых Епифанием выдержек из гностических сочинений наибольшую ценность для исследования гностицизма представляет «Послание к Флоре», составленное валентинианином Птолемеем. В то время как перечисленные сочинения II–IV вв. сочетают заимствования из предшествующей ересиологической традиции с уникальными свидетельствами и выдержками из оригинальных гностических текстов, описания гностических систем и истории гностицизма у более поздних ересиологов, в основном, воспроизводят сведения, уже известные по трудам более ранних авторов. Таковы «Краткий обзор бредовых еретических басен» Феодорита Кирского (386/393 – 457 гг.), трактат «О ересях» Августина Блаженного (354–430 гг.) и вторая часть «Источника знания» Иоанна Дамаскина (около 650 – 754 гг.). Однако антиманихейские трактаты Аврелия Августина и Феодора бар Кевани (VIII в.) содержат важные сведения о связанных с гностицизмом движениях манихеев и мандеев (мандеи – этнорелигиозная группа, живущая на Ближнем Востоке, распространённая, в основном, на территории Ирака; религия мандеев – одна из двух сохранившихся до наших дней гностических религий). Некоторые данные об истории гностицизма и о церковной полемике с ним приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории». Дополнением к свидетельствам о гностицизме христианских полемистов служат трактат основателя неоплатонизма Плотина (204/205 – 270 гг.) «Против гностиков», а также некоторые высказывания его ученика и биографа Порфирия (232/233 – 304/306 гг.).

 



 
PR-CY.ru