ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 3

Наконец, ещё два церковных обряда, которые приобрели в народном представлении магические черты. Один из них – венчание, после которого, прежде всего, очень нежелательно разводиться. Ещё одно суеверие: венчанный брак крепче. Учитывая, что развод в христианстве, вообще-то, и сам по себе очень не одобряется. Осуждение развода звучит уже в Новом Завете, задолго до появления обряда венчания. Но суть в другой стороне того же суеверия: что венчанный брак крепче. Исходя из интерпретации православной церкви, значение обряда – в получении высшего благословения на союз, причём, прежде всего, – союз духовный. По идее, такой брак действительно крепче – вот только предполагается, что венчаются люди даже не просто верующие и православные, а воцерковлённые. И православная семья становится «малой церковью». Отсюда и следствие – крепкий брак… И, может быть, самый яркий пример «околохристианского суеверия»: если ребёнок часто болеет, хорошо бы его поскорее окрестить, чтобы не болел. И действительно, предки поступали схожим образом. Хотя в старину крестили в любом случае и поголовно, слабого ребёнка старались окрестить как можно быстрей. Пока всё так же, как и сейчас, только логические цепочки разные. Современные люди воспринимают крещение как своего рода «профилактическое средство» для укрепления здоровья. Крещение – по сути, подготовка к возможной смерти. Предки же видели в крещении то, что под ним подразумевается в христианстве: спасение души. В их картине мира, поскорее окрестив слабого ребёнка, мы заботимся о его душе. На случай его смерти. Слабый ведь. Хотя если что – болеть действительно перестанет болезненный. То есть крещение, по сути – подготовка к возможной смерти. Задумываются ли об этом родители, спешащие побыстрее окрестить ребёнка? К чему именно они на самом деле готовят его? (Александр Смирнов). К суеверию и ритуалу можно отнести и крестное знамение, которое наделяется магической силой креста. Тот факт, что так поступают миллионы верующих, и никому от этого хуже не стало – не аргумент. Ведь речь идёт о спасении души в вечной жизни, но никто ещё не рассказал, как это там «работает». Можно возразить: всё это – внешняя сторона веры, которая только помогает поддерживать её внутреннюю суть. Однако и в догматическом смысле христианство уходит корнями в языческую философию. Чего стоит одно только влияние гностицизма и манихейства. Гностицизм (от греч. «gnosis» – «познание, знание») – общее название ряда религиозно-философских систем, совокупность религиозно-философских движений, возникших на Ближнем Востоке в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья; эклектическое религиозно-философское течение, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и веручениями иудаизма, зороастризма и вавилонских мистериальных культов. Манихейство (или манихеизм) – синкретическое религиозное учение, возникшее в III в. в государстве Сасанидов (на территории современного Ирана); названо по имени своего основателя – Мани с добавлением эпитета «живой». Гностицизм имеет несколько отличительных черт. Первый – дуализм, допускающий два независимых и несводимых друг к другу начала, который относит творение материального мира и его историю к сфере деятельности злого начала, действующего независимо от воли трансцендентного и неведомого Бога.

 



 
PR-CY.ru