ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 18

Таким образом, последние события представляют собой окончательное отделение царства света от материального мира зла и тьмы. Развёрнутые эсхатологические картины редкие в гностических текстах. Наиболее полно они представлены в некоторых трактатах из библиотеки Наг-Хаммади. Общая картина эсхатологических представлений гностиков реконструируется также на основании отдельных эсхатологических высказываний и мотивов, встречающихся в связи с рассуждениями о восхождении души в Плирому, или о явлении спасителя в мир и др. При описании последних событий гностические системы, как правило, упоминают о спасении последних остающихся в мире праведных «частиц света», об окончательной судьбе (уничтожении или частичном оправдании) властвующих в мире сил и о заключении или окончательном уничтожении материи. Поскольку гностицизм представляет собой довольно разнородное явление, говорить исследователям о едином гностическом типе богослужения или литургическом богословии гностиков невозможно. Исследователям известно, что среди гностиков были те, кто совершенно отвергал использование материальных веществ и обрядов для достижения спасения. Так, в некоторых трактатах из Наг-Хаммади водное Крещение вовсе отвергается и называется «нечистым, тёмным, лживым, бесплодным и губительным». Необходимым считалось лишь обретение знания. Тем не менее, в гностических трактатах и в свидетельствах отцов церкви содержится немало указаний на существование у некоторых групп гностиков разнообразных литургических практик. Их источниками считаются, с одной стороны, обряды греко-римских мистериальных культов, с другой – церковное богослужение. В последнее время некоторые исследователи пытаются отыскать связь между гностическими обрядами и межзаветной апокалиптикой. В гностических произведениях исследователи встречают тексты личных и общинных молитв. В апокрифическом Евангелии от Филиппа, учение которого близко к учению валентиниан, содержится перечень таинств, которые существовали, как полагают исследователи, у гностиков: «Господь (создал) всё в тайне: Крещение, Помазание, Евхаристию, Искупление и Брачный чертог». Такая последовательность таинств объясняется их значимостью для спасения и символически истолковывается как продвижение от двора иерусалимского храма во Святое Святых, от низшей степени инициации к высшим. Значение первых трёх таинств весьма близко к православному учению, что, как полагают исследователи, указывает на происхождение этой ереси из церковной среды. Например, Крещение является образом умирания и воскресения; необходимость его принятия связывается с грехопадением («прелюбодеянием»); говорится, что крестит Сам Бог, Который поэтому называется Красильщиком (игра слов от «погружать» и «окрашивать»); крещаемый получает дар Святого Духа и возможность обретения вечной жизни (но у других гностиков, по свидетельству Иринея Лионского, – только прощение грехов), причём некоторые соединяли Крещение и Помазание, возливая на голову крещаемого елей, смешанный с водой. Данные Евангелия от Филиппа перекликаются с тем, что рассказывают о гностическом богослужении святые отцы. Множество дополнительных сведений приводит Ириней Лионский: о совершении Евхаристии у маркосиан, об использовании мира в таинстве Искупления, о значении таинства Брачного чертога и проч. У гностиков дольше, чем в церковном богослужении, сохранялась практика глоссолалии. Бессмысленные слова, напоминающие «говорение на языках», фигурируют в ряде гностических трактатов, хотя их появление может быть связано и с магическими обрядами. Дискуссионным остаётся вопрос о сохранении элементов литургической традиции гностиков в практике мандеев.



 
PR-CY.ru