ИЛАРИОН, Троицкий Владимир Алексеевич - Страница 11

Иларион принимал только как проявление церковной икономии. Как архиепископ Антоний (Храповицкий), он был последовательным сторонником «икономической» теории и развивал идеи Алексея Степановича Хомякова, по мнению которого таинства, совершённые вне православной церкви, могут быть восполнены через примирение с церковью; более того, «в самом факте или обряде примирения заключается в сущности (virtualiter) повторение предшествовавших таинств». Эту теорию критиковали патриарх Сергий (Страгородский), архиепископ Серафим (Соболев), протоиерей Георгий Флоровский и др., которые неоднократно указывали на её внутреннюю противоречивость. «Если мы вместе со строгими церковниками будем говорить, что вне Церкви никаких Таинств нет, то... икономия будет совершенно непонятна: каким образом человек, в сущности, некрещёный... может быть сочтён членом Церкви и допущен к её Таинствам, до Святого Причащения включительно? Да и могут ли эти Таинства принести для невозрождённого духовно какой-либо плод? Ведь это почти то же, что давать пищу мёртвому», – писал патриарх Сергий. Развивая свою мысль, патриарх Сергий делал вывод, что, встав на такую точку зрения, можно по икономии принимать в церковь, например, мусульман или иудеев. Протоиерей Георгий Флоровский называл позицию сторонников «икономической» теории опасной и опрометчивой. Однако проявление церковной икономии в отношении инославных Иларион понимал иначе, нежели А.С. Хомяков. В действиях церкви он не усматривал уступку или послабление обращающимся из ереси или раскола. Толкуя первое каноническое послание Василия Великого к Иконийскому епископу Амфилохию, посвящённое принятию еретиков в церковь, Иларион говорил, что «ради пользы церковной, ради облегчения присоединения к Церкви можно не повторять над обращающимися обряда крещения, если он правильно совершён вне Церкви», но не потому, что этот обряд имел силу таинства, «а в надежде, что благодатный дар получен будет в самом единении с Телом Церкви». По мнению Илариона, сам факт воссоединения с церковью имеет для обращающегося таинственно-благодатное значение, которое позволяет церкви не повторять совершённых над ним обрядов. Так, отмечая, что диалог между РПЦ и Англиканской церковью не принёс ещё ожидаемых плодов, он вместе с тем полагал, что, «согласно 79-му правилу Карфагенского собора…, вся англиканская иерархия может быть немедленно принята в сущем сане без всяких учёных исследований и споров». Основанием же для принятия такого решения может стать очевидная «польза душ братий». III. Церковь в современности. Проблема неверного понимания церкви современниками очень волновала Илариона: «…Едва ли можно указать иной член Символа веры, который столь мало воспринимался бы сердцем человека, устами читающего Символ веры, как именно девятый, где и выражена истина Церкви».

 



 
PR-CY.ru