ИЛАРИОН, Троицкий Владимир Алексеевич - Страница 14

Для Илариона подлинное объединение верующих во Христа возможно лишь путём возвращения в лоно православной церкви. По его мнению, желающим единства нужно «свободно отдаться в полное послушание Православной Церкви и прилепиться к полноте церковной жизни, к жизни Тела Христова». Вместе с тем Иларион соглашался с мнением профессора Павла Яковлевича Светлова, который считал, что в понимании существенно важных догматических вопросов все христианские исповедания едины, а разногласия между ними преувеличены. Церковное единство, по Илариону, опирается не на единство вероучения, а на единство благодатной жизни, тогда как в области вероучительной «предоставляется широкая свобода богословских мнений», которая «не нарушает единства Церкви». Ключевая тема в богословии, по Илариону, – учение о спасении падшего человечества. Христианство, по его словам, «учит только о спасении», поэтому не содержит каких-либо «чисто теоретических положений». Догматика неразрывно связана с нравственностью, «истины догматические имеют нравственное значение, а христианская мораль основана на догматах». По образному выражению Илариона, «душа веры – в спасении, и душа богословия – в учении о спасении». Соответственно все прочие элементы христианского учения являются раскрытием этой центральной темы. Подобный взгляд на богословие не был новым, ко времени творчества Илариона уже получила признание и известность диссертация архимандрита Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении» (1895 г.). Однако Иларион рассматривал вопросы сотериологии исключительно через призму экклезиологии. «Спасения нет вне Церкви» – таков основной пафос его богословских сочинений. Учение о спасении человечества от греха и его последствий тесным образом связано с пониманием природы греха, а также сути грехопадения первых людей. В изложении Илариона грехопадение состояло в «свободном отступлении» и «обособлении» Адама и Евы от Бога. Первые люди злоупотребили данной им свободой и предпочли исполнение собственной воли воле Божественной, поэтому их грех состоял в непослушании Творцу. Следствием грехопадения стало «изгнание из рая, отчуждение от Бога и страдание», а на глубинном уровне искажение природы человека. «Всё естество человеческое подпало под власть тления и смерти». Причиной столь тяжких последствий греха Иларион называл «основной закон бытия», согласно которому человек, созданный для нетления и блаженства, мог оставаться таким, лишь пребывая в единении с источником жизни – Богом. Разрыв этого общения неотвратимо повлёк за собой извращение естества, которое само в себе получило источник тления, страдания и смерти, тогда как до греха «первоначальное состояние человека само в себе носило источник блаженства».

 



 
PR-CY.ru