ИЛАРИОН, Троицкий Владимир Алексеевич - Страница 17

Иларион приводил распространённую святоотеческую формулировку, употреблённую ещё Иринеем Лионским во II в.: «Сын Вышнего стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Люди, как современники Христа, так и последующие поколения, неизбежно ощутили на себе следствие боговоплощения. «Естество человеческое едино и не есть только отвлечённая идея», – писал Иларион. Поэтому как грех Адама в силу единства природы перешёл на его потомков, так и спасение Христово наследуется реально, физически. «Теперь естество человеческое иное, нежели в ветхом завете; теперь в нашем естестве есть “Божественное примешение”». Такое «примешение», подобно «прививке нетления», начало процесса обожения всей твари и созидания богочеловечества, противоядие против болезни тления. Чрезмерное акцентирование события воплощения в ущерб другим значимым событиям жизни Спасителя – крестным страданиям, смерти и воскресению и как результат этого – трактовка домостроительства спасения Иларионом вызвали критику со стороны некоторых православных богословов. Ленинградский митрополит Серафим (Чичагов) добился от властей выдачи тела Илариона и разрешения похоронить его в соответствии с его саном. В отпевании участвовал архиепископ Алексий (Симанский; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Алексий I). Иларион погребён на кладбище санкт-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова женского монастыря. 24 июля 1998 г. честные останки Илариона были обретены, помещены в Казанскую церковь Новодевичьего монастыря. 10 мая 1999 г. перевезены в московский Сретенский монастырь, где Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил прославление Илариона как местночтимого святого. Прославлен для общецерковного почитания архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Иконы Илариона следуют в портретной основе его многочисленным фотографиям 1920 гг. Он изображается в возрасте около 35–40 лет, в архиерейском облачении, с длинными, слегка вьющимися русыми волосами, правильными чертами лица и мягкой окладистой бородой. Сохранился рисунок с профильным изображением Илариона в сане архимандрита во время поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. (автор В. Богданович). Первая икона, написанная к прославлению Илариона в 1999 г., хранится в трапезной Сретенского монастыря в Москве и выносится в храм в дни памяти святого. Это – поясной фронтальный образ Илариона на тёмном серо-зелёном фоне, в богослужебном облачении – красном саккосе с золотым орнаментом, светлом омофоре и золочёной узорчатой митре, на груди – панагия с Владимирским образом Божьей Матери, в правой руке – крест-распятие, в левой – закрытое Евангелие с красным обрезом.

 



 
PR-CY.ru