ИЛАРИОН, Троицкий Владимир Алексеевич - Страница 13

Протестантизм, в свою очередь, являясь логическим продолжением и развитием католицизма, объявил обладателем истины не одного человека, но всех верующих, так что каждый верующий человек «был произведён в непогрешимые папы». Иларион иронизировал: «Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасение всех через Христа без Церкви». Вследствие этого «протестантизм открыто провозгласил эту величайшую ложь: можно быть христианином, не признавая никакой Церкви». В процессе расцерковления, по словам Илариона, доля ответственности лежит и на представителях церкви, которые должны вносить ясность в понимание её существа. «Когда христианство являлось в мир именно Церковью, тогда и сам этот мир ясно понимал и невольно признавал, что Церковь и христианство – одно и то же». IV. Отношение к экуменизму. Взгляды Илариона на межхристианский диалог наиболее полно отражены в статье «Христианства нет без Церкви» (1915 г.), а также в письме Роберту Гардинеру. Комиссия, созданная после Эдинбургской конференции 1910 г., встала во главе активного экуменического движения «Вера и церковное устройство» и с 1914 г. вела диалог с русскими богословами архиепископом Антонием (Храповицким), Николаем Никаноровичем Глубоковским, Сергеем Викторовичем Троицким, Василием Ильичом Экземплярским, Н.М. Лодыженским и др. Письмо Илариона Р. Гардинеру стало откликом на этот диалог и раскрывает отношение православной церкви к инославным. Позиция Илариона в вопросе участия Русской церкви в экуменическом движении наиболее близка к позиции архиепископа Антония (Храповицкого), представленной им в переписке с Р. Гардинером в 1915–1916 гг. Получив приглашение на экуменическую конференцию, архиепископ Антоний заявил, что вне православной церкви нет благодати и даже правильно исповеданная вера не может спасти человека, т.к. спасение даруется человеку только в церкви. Позицию «строгого православия» поддерживал и Иларион, считая её единственной общецерковной позицией. К экуменическому движению он относился настороженно, т.к. видел в нём опасность создания расцерковлённого христианства. Неконфессиональное объединение христиан, по его словам, «есть нечто мёртворожденное». В таком союзе не может быть никакой духовной жизни. «Только для того, кто блуждает на стране далече не только от святого Православия, но и от всякой веры, – только для того еле живая жизнь в единении на каких-то «федеративных началах» может казаться новым откровением, отрадой для пустой души».

 



 
PR-CY.ru