ИЛАРИОН, Троицкий Владимир Алексеевич - Страница 10

II. Границы церкви. Библейское обоснование учения о границах церкви Иларион видел в «Книге Деяний святых апостолов» в словах: «Из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5:13). Признавая наличие не только церковной организации, но и мистического Тела Христова, Иларион полагал, что это Тело не простирается дальше православной церкви. В учении о границах церкви он придерживался позиции Киприана Карфагенского. В споре с папой Римским Стефаном I о повторном крещении еретиков Киприан предлагал крестить всех обратившихся из ереси, несмотря на то, каким образом они были крещены, находясь вне общения с православными. Церковь – это единое Тело, которое имеет жизнь только как целостный организм. Любого рода отделение от этого организма означает духовную смерть для отделившегося. «Если будет порвана связь с Телом Церкви, то отдельная личность, обособившись и замкнувшись в своём себялюбии, лишена будет благодатного воздействия Святого Духа, живущего в Церкви». Евангельские примеры единства членов в теле и ветвей с деревом Иларион считал наиболее наглядной иллюстрацией евангельского учения о границах церкви. «Душа не оживляет отсечённого от тела члена, как и жизненные соки дерева не переходят на отрубленную ветвь». Следовательно, «отсечённый член умирает и разлагается», а «отрубленная ветвь засыхает». Это правило касается как отдельно взятой личности, так и целых сообществ христиан. Перефразируя слова Киприана Карфагенского, Иларион писал: «Обособиться, замкнуться в себе – это для личности или даже для Поместной Церкви то же, что для луча отделиться от солнца, для ручья – от источника, для ветви – от ствола». Соответственно с такой позицией разделение церквей в 1054 г. Иларион называл отделением, отпадением Римского патриархата от кафолической церкви. Он решительно отвергал протестантскую теорию ветвей. Единение невозможно там, где нет единства причащения Телу и Крови Христовым в евхаристии, т.к. она составляет «средоточие мистической жизни Церкви» и «таинственный центр единства церковного». Иларион не соглашался с мнением Филарета (Дроздова), что наряду с «чисто истинной» церковью может быть также и «не чисто истинная», в которой сохраняются апостольское преемство и некоторые таинства. Иларион полагал, что любая «не чисто истинная» церковь – ложная. Также он не соглашался и с афористичным высказыванием Киевского митрополита Платона (Городецкого) о том, что преграды между церквами не доходят до неба. В определении границ церкви Иларион придерживался позиции крайней акривии. Он отрицал действительность каких-либо таинств вне православной церкви. Церковную практику принятия инославных через миропомазание или через покаяние без перекрещивания, которая косвенно свидетельствует о признании действительными некоторых таинств у неправославных,

 



 
PR-CY.ru