ИОАННИКИЙ, Галятовский - Страница 9

Сочинение «Наука короткая, албо способ, зложеня казаня» – продолжение помещённого в сборнике «Ключ разумения...» трактата «Наука, албо способ, зложеня казаня». В «Науке короткой...» автор рассматривает проповеди на воскресные дни и дни памяти святых, рекомендации имеют прикладной характер и часто сводятся к указаниям, как приспособить проповеди, представленные в «Ключе разумения...» и в «Казанях, приданых...», для произнесения их по другому поводу. Иоанникий также излагает риторическое учение о воздействии на слушателей. Сборник «Чуда Пресвятои Богородицы...» содержит материал, по мнению автора, необходимый для проповедника; исследователи полагают, что сборник также предназначался для домашнего чтения («на ползу и утеху душевную»). Источник сведений или даты событий иногда отмечены автором в маргиналиях, многие чудеса не имеют комментариев. Чудеса, начиная с 55-го, связаны с юго-западнорусскими землями, ряд сюжетов относится к Киеву и казачеству. Заканчивается трактат указателем инципитов «конклюзий» для всех проповедей, представленных в «Ключе разумения...». В августе 1663 г. львовский печатник Михаил Слёзка без ведома Иоанникия выпустил издание, в котором объединил «Ключ разумения...» 1659 г. и «Казаня, приданыи...» 1660 г. В 1665 г. в типографии М. Слёзки было отпечатано ещё одно издание гомилетических трудов Иоанникия – «Ключ разумения, священником, законником и лаиком належачий, з поправою и з придатками», заказчиком которого был автор, в счёт оплаты передавший издателю не менее 150 экз. Данное издание содержит наиболее полное собрание проповедей Иоанникия. Автор посвятил книгу Львовскому епископу Афанасию (Желиборскому). Основанное на более ранних публикациях издание 1665 г. включает переработанные Иоанникием тексты. Предисловие («Передмова до священников, и законников, и лаиков») по сравнению с изданием 1659 г. расширено за счёт перечисления шести разделов, представленных в сборнике поучений (двенадцать проповедей в воскресные дни, двадцать – на Господские праздники, десять – на Богородичные праздники, две – на Воздвижение, шестнадцать – на дни памяти святых, четыре поучения на похоронах) и рассуждения автора о том, кто может составлять проповеди: «...Священники, диаконы, законники, по школах студенты албо дякове и лаикове иншыи, люде свецкии, которые могут зостати духовными». В издании 1665 г. число проповедей увеличено до 64, дополнительно включены 12 воскресных поучений, четыре проповеди на погребение, четыре – на праздники святых, исключены проповеди, посвящённые Антонию и Феодосию Печерским, добавлены проповеди на дни памяти апостола Иоанна Богослова и преподобного Онуфрия Великого. Иоанникий также сделал вставки богословского и полемического характера. За исключением воскресных и похоронных, все поучения представлены в двух вариантах. В издание 1665 г. не вошло описание 95 чудес Пресвятой Богородицы, составившее основу другого сочинения Иоанникия – «Небо новое...». В гомилетическом трактате в издании 1665 г. Иоанникий объединил аналогичные сочинения, содержавшиеся в сборниках «Ключ разумения…» (1659 г.) и «Казаня, приданыи…» (1660 г.). Теоретический трактат 1665 г. состоит из пяти разделов: «Наука, албо способ, зложеня казаня» (заимствован из издания 1659 г.), «Наука другая, албо способ, зложеня казаня», «Наука, албо способ, зложеня казаня на погребе», «Наука латвейшая, албо способ, зложеня казанья на праздники Господскии и Богородичныи и на свята иншыи», «Наука, албо способ латвейший, зложеня казанья на неделе».

 



 
PR-CY.ru