ИОАННИКИЙ, Галятовский - Страница 3

Материалы диспута изложены в сочинении Иоанникия «Rozmowa białocerkiewska...» (Nowogrodek-Siewierski, 1676 г.). В первой половине 1660 гг. (до 1665 г.) Иоанникий, оставив руководство Киево-Могилянской коллегией и Киево-Братским монастырём, уехал из Киева. В литературе встречаются различные даты его отъезда: 1663 (Виталий Осипович Эйнгорн считал, что Иоанникий покинул Киев до поездки в Белую Церковь), 1664 или 1665 г. Издатели сборника документов «Києво-Могилянська академiя кiн. XVII – поч. XIX ст.: Повсякденна iсторiя: Збiрник документiв» (Киев, 2005 г.) на основании рукописных перечней ректоров датируют фактическое руководство Иоанникием Киево-Могилянской коллегией 1660–1662 гг. Путаницу для исследователей создаёт тот факт, что, уехав из Киева, Иоанникий не отказался от должностей ректора и игумена, поэтому и в львовском издании «Ключа разумения...» 30 сентября 1665 г., и в грамоте на Черниговскую архимандритию 1669 г. Иоанникий называл себя «ректором и игуменом Братского монастыря», хотя, по крайней мере, с конца 1665 г. Киево-Могилянской коллегией руководил Варлаам (Ясинский). Наиболее вероятной причиной отъезда Иоанникия из Киева исследователи считают конфликт с местоблюстителем Киевской митрополии Мстиславским епископом Мефодием (Филимоновичем). После смерти в мае 1663 г. Киевского митрополита Дионисия (Балабана-Тукальского) Иоанникий вместе с другими представителями киевского духовенства обратился к старшине запорожского войска с просьбой не допустить епископа Мефодия к управлению митрополией; старшина, в свою очередь, должна была хлопотать перед царём, чтобы местоблюстителем стал Лазарь (Баранович). В письме царю Алексею Михайловичу от 27 июля 1669 г. Иоанникий объяснял, что покинул Киев, потому что епископ Мефодий его «зело оскорбил и гонил». В качестве возможной причины отъезда Иоанникия из Киева в литературе часто называют разрушение Киево-Могилянской коллегии гетманом Петром Дорофеевичем Дорошенко в 1665 г. Однако В.О. Эйнгорн утверждает, что никакого разрушения коллегии не было. С этой точкой зрения солидарен и Степан Тимофеевич Голубев. Оба автора отмечают, что в сохранившихся челобитных царю, где руководство коллегии просит о материальной помощи, речь идёт только об ущербе от пожара 1658 г. О пребывании Иоанникия после отъезда из Киева в Львове исследователям известно из трёх источников: из посвящения третьего издания «Ключа разумения...» (1665 г.) Львовскому епископу Арсению (Желиборскому), где Иоанникий пишет о гостеприимстве архиерея; из послесловия «Czytelniku zacny» к сочинению Иоанникия «Stary Kościół...»; из письма Иоанникия царю от 27 июля 1669 г. Во Львове, по словам Иоанникия, он занимался доработкой «Ключа разумения...», написанием и изданием сочинения «Небо новое...» (1665; 1666 гг.). О пребывании в 1664–1665 гг. в Галичине Иоанникий сообщает в сочинении «Небо новое...»; он рассказывает, что ему, «грешному иеромонаху Иоанникию», трижды являлась во сне Пресвятая Богородица: 26 ноября 1664 г. в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту (существовал в современном селе Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области), 7 июля и 25 августа 1665 г. во Львове. В послесловии «Czytelniku zacny» к сочинению «Stary Kościół...» Иоанникий также сообщает, что после Львова он «скитался на Подолье, Волыни, в Литве и в других местах», побывал в Луцке, Слуцке и других городах Великого княжества Литовского, собирая в разных библиотеках материалы об исхождении Святого Духа и готовясь к работе над книгой «Мессия правдивый...».

 



 
PR-CY.ru