ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ) - Страница 71

В 1925 г. патриарх Дамиан посетил Лондон и принял участие в праздновании 1600-летия первого Вселенского собора. Но сотрудничество греческого клира и епископата ИПЦ с англичанами неизменно вызывало неприятие арабской паствы. В июле 1923 г. в Яффе состоялся первый конгресс православных арабов, который возобновил требование допустить арабское большинство христиан Палестины к управлению ИПЦ. В 1923–1926 гг. англичане проводили инспекцию финансового положения ИПЦ (комиссия Бертрама и Янга); к тому времени оно стало катастрофическим. Комиссия констатировала также конфронтацию между греческой иерархией и арабской паствой и в соответствии с жалобами арабов рекомендовала пересмотреть Устав ИПЦ 1874 г. и разрешить доступ арабов в Святогробское братство, участие арабских священников в выборах патриарха и создание Смешанного совета, который позволил бы арабам участвовать в управлении и доходах ИПЦ. Однако Священный Синод отказался рассматривать эти рекомендации. Доклад комиссии был расценён греками как попытка «подорвать Патриархат», какие-либо реформы не были начаты при жизни Дамиана. Ремонтные работы в храме Гроба Господня заняли более 70 лет. Они начались с обследования 2 июня 1925 г. состояния мраморного покрытия Кувуклии, проводившегося Р. Сторсом и городским архитектором Клифордом Холидеем под контролем патриархов ведущих конфессий. Ситуация стала катастрофической, когда 11 июля 1927 г. в результате землетрясения рухнул восточный купол храма. В конце 1927 г. сотрудники Департамента общественных работ правительства Палестины осторожно разобрали каменную кладку разрушенного купола, вместо него была сделана временная коническая кровля из железа (окончательно работы над реконструкцией куполов храма были завершены к 2000 г.). Со смертью патриарха Дамиана (14 августа 1931 г.) относительно стабильная ситуация для ИПЦ была вновь нарушена; возобновилась борьба греческих и арабских партий. Арабское большинство паствы выступило против избрания нового патриарха на основании Устава церкви 1874 г., обеспечивавшего сохранение управления церковью за греками. В октябре 1931 г. второй конгресс православных арабов в Яффе вновь потребовал пересмотреть Устав ИПЦ и допустить арабов до управления различными сферами церковной деятельности. Разногласия по вопросу электоральной реформы надолго затормозили выборы. В 1934 г. английские власти предложили ИПЦ новый Устав, который отражал происшедшую смену правления в Палестине, политику сотрудничества Священного Синода ИПЦ и властей протектората, но вновь не учитывал требований арабов. Святогробское братство и Священный Синод ИПЦ приняли этот Устав и 22 июля 1935 г. избрали новым патриархом Тимофея Фемелиса (1935–1955 гг.), бывшего титулярного епископа Иорданского. На престоле оказался энергичный администратор, сумевший постепенно навести порядок в финансах патриархии и укрепить дисциплину духовенства. При этом большинство арабской паствы отказалось признать как патриарха, так и перемены в правовом положении церкви. В течение следующих нескольких лет патриарх Тимофей и Священный Синод находились фактически в изоляции от паствы. Британские власти, видя тупиковое положение внутри церкви, отказывались официально признать избрание патриарха Тимофея, настаивая на реформах ИПЦ и признавая несправедливой дискриминацию арабского духовенства. Тем не менее, Святогробское братство упорно защищало свой традиционный статус. Неопределённое положение в ИПЦ усугубилось и общим обострением ситуации в Палестине.

 



 
PR-CY.ru