ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ - Страница 8

Сделки, осуществлённые вопреки каноническому постановлению, объявлялись недействительными, в отношении же нарушителей предписывались строгие меры: «...Епископ, или игумен, тако поступающий, да будет изгнан: епископ из епископии, игумен же из монастыря, яко зле расточающие то, чего не собрали». Церковное имущество, как и всякое имущество, предполагает управление им, которое заключается в осуществлении контроля за его сохранностью и в распоряжении им по назначению. В древней церкви имуществом христианской общины – епископии управлял епископ, обычно с помощью диаконов. Он не подлежал никакому контролю – иными словами, давал отчёт в своём управлении одному Богу. Но обнаружившиеся злоупотребления в распоряжении церковным имуществом со стороны епископов послужили основанием для того, чтобы отцы Антиохийского собора приняли пространное правило 24, которое в кратком изложении Алексия Аристина выглядит так: «Всему клиру справедливо знать принадлежащее Церкви, дабы, по смерти епископа, сохранена была собственность Церкви, и принадлежащее епископу было употреблено по его распоряжению. Епископ должен делать опись своего имущества и сделать его известным, а также имущества церковного, и сие должны знать пресвитеры и диаконы, дабы по кончине его собственное имущество было употреблено по его воле. Если же он не сделает так, то все поступает в церковь». Правилом 26 четвёртого Вселенского собора епископы обязывались управлять церковным имуществом с помощью выбранного из клира эконома, «который бы распоряжался церковным имуществом, по воле своего епископа, дабы домостроительство церкви не без свидетелей было, дабы от сего не расточалося ея имущество, и дабы не падало нарекание на священство. Аще же кто сего не учинит, таковый повинен Божественным правилам». С появлением приходов управление приходским имуществом ложилось на приходское духовенство, а с возникновением монастырей – на монастырских настоятелей, причём под началом настоятелей и в монастырях учреждалась должность эконома. Нормы канонов, изданных в эпоху Вселенских соборов, в ранневизантийскую эпоху исполнялись, в основном, буквально. Впоследствии в Византии и на Руси, а также и в других православных странах они составляли принципиальную основу регулирования имущественных правоотношений церкви и её учреждений. В Византии, где сложилась система симфонии священства и царства, т.е. церкви и государства (см. Симфония властей), издавались многочисленные законы и распоряжения государственной власти, предоставлявшие привилегии церковным учреждениям в их правах на приобретение имущества. Так, император Андроник II Палеолог издал в 1306 г. закон, по которому в случае смерти бездетного супруга (мужа или жены) треть его имущества переходила оставшемуся в живых супругу, треть – родителям покойного, а треть – церкви.

 



 
PR-CY.ru