ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ - Страница 19

В XIII в. на католическом Западе установилась практика, в соответствии с которой имущество, приобретаемое церковью, переходит в «мёртвую руку» (manus mortua), т.е. изымается из гражданского оборота и закрепляется за церковью навсегда. Ввиду того что эта так называемая амортизация имела не выгодные для государственной экономики последствия, светские государи издавали амортизационные законы, которыми ограничивались размеры приобретаемых церковью земельных владений. С XVI в. такие законы стали входить в действующее право и протестантских, и католических государств. Однако с XIX в. законы, ограничивающие амортизацию, почти во всех западноевропейских странах были отменены, церковные учреждения получили возможность беспрепятственно приобретать имущество, но в то же время из юридической практики исчез и сам принцип амортизации, неотчуждаемости церковных владений. Согласно католическому «Кодексу канонического права 1983 г.», церковь «по прирождённому праву» может «независимо от гражданской власти» приобретать, удерживать имущество, распоряжаться им для достижения своих целей: «устроения культа Бога», содержания духовенства и других служителей, благотворительности. Субъектами, способными приобретать, удерживать имущество, управлять и распоряжаться им согласно праву, являются публичные и частные юридические лица: «вселенская» церковь, Папский престол, отдельные церкви и др. Право владения имуществом осуществляется юридическими лицами «под высшим началом Римского Понтифика». Имущество частного юридического лица управляется по собственному уставу. «Церковь обладает прирождённым правом требовать у верных Христу то, что ей необходимо для достижения свойственных ей целей», диоцезный епископ должен напоминать верующим об обязанности «приходить на помощь Церкви в её нуждах» и побуждать к её исполнению. Диоцезный епископ имеет право «обложить подчинённых ему публичных юридических лиц умеренной податью, соразмерной с их доходами», на прочих физических и юридических лиц он может лишь в случае необходимости налагать чрезвычайный и умеренный налог. Кроме того, конференция епископов может устанавливать нормы сбора пожертвований, которые должны всеми соблюдаться, а также местный ординарий может распорядиться о сборе пожертвований для определённых приходских, диоцезальных и общецерковных начинаний. Священные предметы нельзя использовать в мирских целях, если они не утратили освящение или благословение. Священные предметы, находящиеся в собственности частных лиц, могут быть приобретены частными лицами по сроку давности; принадлежащие публичному юридическому лицу может приобрести только юридическое лицо. «Недвижимое имущество, ценное движимое имущество, права и акции – как личные, так и вещные, – принадлежащие Апостольскому Престолу, имеют срок давности в сто лет, а то, что принадлежит иному церковному публичному юридическому лицу, – срок давности в тридцать лет». В Кодексе говорится о том, что «в тех регионах, где по сей день существуют бенефиции» конференция епископов распоряжается этими бенефициями в соответствии с нормами, которые утверждаются Папским престолом. В управлении имуществом диоцезальному епископу помогают экономы. Каждое юридическое лицо имеет совет по экономическим вопросам или двух советников, которые оказывают помощь управляющему. «В силу своего первенства в управлении Римский Понтифик является верховным администратором и распорядителем всего церковного имущества».



 
PR-CY.ru