ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ - Страница 2

Аналогичный запрет взимать плату относится и к совершению иных таинств и насущно необходимых треб. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» подчёркивается особый жертвенный характер «имущества религиозных организаций» и в связи с этим утверждается его принципиальная неприкосновенность. Эта форма собственности «приобретается различными путями, однако основным компонентом её формирования является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию, жертва является святой, т.е. в прямом смысле принадлежащей Господу, жертвователь подаёт Богу, а не священнику (Лев. 27:30; 1 Езд. 8:28). Жертва – это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях (Неем. 10:32). Жертва призвана поддерживать не только служителей церкви, но и весь народ Божий (Флп. 4:14–18). Жертва, как посвящённая Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий её должен возвратить больше, чем похитил (Лев. 5:14–15). Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку Богом (Сир. 7:31–34). Таким образом, пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение». Естественное право церкви на приобретение имущества и владение им реализуется лишь при признании государством гражданской правоспособности церковных учреждений, иными словами – признании за ними прав юридического лица. Имея имущество в собственности, владении или аренде, церковь и её учреждения вступают в область гражданских правоотношений. Характеризуя юридическую природу этих правоотношений, канонист Алексей Степанович Павлов писал: «Право и обязанность Церкви употреблять свои имущества по их назначению таковы, что для этого нет надобности в содействии со стороны государственной власти. Поэтому отношение Церкви к своему имуществу должно быть то же самое, что и отношение каждого собственника к своей собственности, в распоряжении которой он есть исключительный хозяин (dominus)». Однако законодательство современных государств обычно ограничивает собственника в праве на уничтожение некоторых объектов его имущества, в особенности когда они представляют юридически признанную историческую или художественную ценность. Объекты церковного владения (храмы, иконы, старинные священные сосуды и другие богослужебные предметы) особенно часто признаются имеющими таковую ценность и поэтому находятся под особой защитой. Кроме того, государственное законодательство устанавливает обыкновенно специальный режим хранения таких объектов и пользования ими, независимо от того кто является их собственником – государство, муниципалитет, общественные организации, частные корпорации, в том числе церковные учреждения, или физические лица. В свою очередь, канонические нормы существенным образом ограничивают церковные учреждения в праве отчуждения предметов церковного имущества, в особенности богослужебного назначения, – их продажи или дарения, принципиально запрещая их профанацию.

 



 
PR-CY.ru