ИОАНН РИЛЬСКИЙ, Рыльский - Страница 8

Как убедительно показал И. Добрев, первоначально Скилица написал цикл канонов на восемь гласов для исполнения в рамках седмичного богослужения в субботу на утрене. Позднее отдельные каноны цикла были использованы славянскими книжниками для создания служб на дни памяти Иоанна Рильского (19 октября и 18 августа). В настоящее время текст цикла известен исследователям в двух списках (XV в. и 1656 г.; Библиотека Рильского монастыря), как полагают исследователи, не в полном составе: каноны третьего, пятого, седьмого и восьмого гласа не имеют акростихов (но И. Добрев обнаружил в них текстологические и стилистические параллели с подписными). Позднейшая (вплоть до возвращения мощей в Рильский монастырь в 1469 г.) традиция гимнографии, посвящённой святому, состоит по преимуществу в использовании канонов Скилицы (в сочетании со специально написанными песнопениями малых форм) для создания служб на дни памяти. Первичность молебного канона на восемь гласов по отношению к праздничным службам объясняет факт использования одних и тех же канонов при праздновании разных событий: исследователям известно, что в Скопской Минее 1451 г. канон первого гласа включён в службу на 18 августа, а в русской традиции – в службу 19 октября; в Минее первой половины XIV в. канон второго гласа входит в августовскую службу, а в праздничных Минеях, Костромской (рубеж ХIV и ХV вв.: Государственный архив Костромской области) и так называемой Батеновской (1564 г., Библиотека Рильского монастыря), помещён в комбинированный канон октябрьской службы. Периодом активного гимнографического творчества в стенах Рильского монастыря И. Добрев в отличие от предшественников считает вторую четверть XIV в., когда ктитором обители был протосеваст Хрельо. В такой ситуации одним из наиболее оригинальных собственно болгарских древних гимнографических текстов (хотя И. Добрев и в данном случае реконструирует фрагмент акростиха в начале канона) оказывается служба Иоанну Рильскому на 19 октября в «Палаузовской» Праздничной Минее, содержащей службы и другим болгарским святым, первой половиной – серединой ХIV в. (Российская национальная библиотека; две тетради из неё, давшие название кодексу, – в Библиотеке Академии Наук). Она была создана, по мнению исследователей, в Средеце вскоре после возвращения мощей из Венгрии, т.к. венгерскому периоду посвящён канон, исполненный при положении святыни в храме. В настоящее время наименее изученной из древних служб Иоанну Рильскому остаётся редакция, приуроченная к 19 октября, содержащаяся в дополнительной части «Априловской» (Панагюриштской, Костромской) западноболгарской Праздничной Минеи (рубеж ХIV и ХV вв.: Государственный архив Костромской области). До последнего времени этот вариант службы был известен исследователям лишь по позднему списку так называемой Батеновской Праздничной Минеи 1564 г. (Библиотека Рильского монастыря). Основу этой службы (по Иерусалимскому уставу) составляет комбинированный канон второго гласа; песни с первой по шестую содержат по шесть тропарей, не считая богородичных, с седьмой по девятую – по семь тропарей.

 



 
PR-CY.ru