ИОАНН РИЛЬСКИЙ, Рыльский - Страница 3

Исследователи отмечают, что текст «Завета...» не содержит дополнительных сведений об Иоанне Рильском, если сравнить его с Житиями и по содержанию является поучением о пользе монашеского общежительства; элементов ктиторского устава памятник не содержит. Детальный анализ текста (с особым упором на его терминологические несоответствия) и выводы о его подложности и поздней датировке были сделаны Иваном Добревым и Б. Николовой. Важной приметой для определения датировки текста исследователи считают полное отсутствие известий о нём в документах Виктора Ивановича Григоровича, посетившего Рильский монастырь в начале лета 1845 г., интересовавшегося его историей и книжным собранием и состоявшего в переписке с иеромонахом Неофитом (впоследствии архимандрит и игумен). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в первой половине 1845 г. «Завет...» либо ещё не был написан, либо его скрыли от русского исследователя во избежание разоблачения подделки. Автором «Завета...» с наибольшей степенью вероятности исследователи признают его первого издателя, игумена Рильского монастыря Неофита, а текст рассматривают как памятник болгарской церковно-общественной мысли и аскетики эпохи национального возрождения. Исследователям не известно, когда и при каких обстоятельствах были обретены мощи Иоанна Рильского, но, по их мнению, это произошло ещё в Х в. Позднее они были перенесены в Средец. Согласно болгарской традиции (Анонимное болгарское Житие), это произошло по инициативе либо царя Петра, либо брата болгарского царя Самуила Аарона (997–1014 гг. ). Георгий Скилица относит перенесение мощей ко времени «Двуродного» правителя: по мнению историков, это прозвище может указывать на одного из трёх византийских императоров: Романа IV Диогена (1068–1071 гг.), Михаила VII Дуку (1071–1078 гг.) или Романа II (959–963 гг.). В Средеце мощи святого положили в «епископской церкви» (как полагают исследователи, в Святой Софии), затем перенесли в деревянную церковь апостола Луки, а затем в специально построенную во имя Иоанна Рильского каменную (две последние церкви не сохранились, исследователям определить их местоположение не удаётся). Здесь от мощей Иоанна Рильского получили исцеление византийский император Мануил Комнин (1143–1180 гг.) и его приближённый, наместник в Средеце, агиограф и гимнограф Георгий Скилица. В 1183 г., во время Венгеро-византийской войны, в качестве военного трофея мощи Иоанна Рильского были перенесены в соборный храм Эстергома (Венгрия), о чём кратко сообщают Жития в стишном Прологе и Драгановой Минее, а более подробно – Тырновский патриарх Евфимий. Согласно его сообщению, это произошло после завоевания (1183–1185 гг.) Средеца венгерским королём Белой III. Пребывание мощей в венгерской столице было отмечено чудом с местным архиепископом, наказанном болезнью за неверие в их чудотворную силу. В 1187 г. мощи вернулись в Средец; историки объясняют это возвращение началом болгарского восстания асеневцев и стремлением византийского императора Исаака II Ангела, зятя короля Белы III, привлечь болгар на свою сторону. Уже в 1195 г. болгарский царь Иоанн Асень I перенёс их в Тырново (ныне Велико-Тырново) и положил в специально построенной церкви (как полагают исследователи, в монастыре) на холме Трапезица (сохранился лишь фундамент).

 



 
PR-CY.ru